Политехнический музей объявляет кинопрограмму VI Международного фестиваля кино о науке и технологиях 360°. На фестивале будет представлено более 20 документальных фильмов о науке, технологиях и новых идеях о мире и обществе. Кинопрограмму фестиваля курирует компания Beat Films, специализирующаяся на документальном кино.

Кинофестиваль в этом году состоит из нескольких программ: конкурсной — восемь российских премьер важных фестивальных фильмов; программы EUNIC, сделанной совместно с Объединением институтов культуры стран Европейского Союза EUNIC; программы “Технологии и люди” о том, как люди взаимодействуют с технологиями, изобретая их или же наоборот оказываясь “потерпевшей” стороной, и детской программы, а также фильмов открытия и закрытия фестиваля.

Фильмом открытия станет новая картина Вернера Херцога “О интернет! Грезы цифрового мира”, московская премьера которой состоится 20 сентября в кинотеатре “Каро Октябрь”. В нем режиссер погружается в прошлое, настоящее и будущее виртуального мира. Это история интернета, от его пионеров из Калифорнийского университета до современных визионеров вроде Илона Маска.

Среди фильмов-участников конкурсной программы – “Жуки” известного датского режиссера Андреаса Йонсена о насекомых как альтернативном источнике протеина, “(Бес)честность – вся правда о лжи” Яэль Меламед о том, что все люди врут, но, в основном по мелочи, “Яйца” Пенни Лейн о докторе Бринкли, имплантировавшему своим пациентам козлиные яички для лечения импотенции, “Открывая клетку” великого американского документалисты Д.А. Пеннебейкера об адвокате Стивене Вайзе, защищающем права животных.

В программе EUNIC фильмы: “Мальчишечья мечта” о Тео Янсене и его кинетических скульптурах, “Возвращение атома” о строительстве первого ядерного реактора со времен Чернобыля, “Тёмный ген” о враче Франке Шаудере, который пытается разобраться в генетических законах и выявить “темный” ген депрессии, “Все ускоряется” о восприятии современного темпа жизни глазами детей, “Шведская теория любви” об идеальном шведском обществе, которое на самом деле страдает от одиночества и другие картины.

В программе “Люди и технологии” представлены фильмы “Птица-беспилотник” про военные дроны и их влияние не только непосредственно на врагов, но и на самих операторов, “Стив Джобс: Человек в машине” о карьере одного из главных визионеров мира гаджетов и “О, интернет! Грезы цифрового мира” Вернера Херцога, фильм, который Политехнический музей и Beat Films выпускают в прокат по России с 27 октября 2016 года.

Впервые в рамках фестиваля есть детская программа из фильмов, которые будут интересны зрителям от шести лет. Это  “Укротительница орлов”  о приключениях монгольской девочки-охотницы Айшолпан и “Времена года” от режиссера фильма “Океаны” о мире, который мы никогда не увидим: прекрасная природа без людей, полная диких животных, лесов и водоемов.

Показы фестиваля пройдут в кинотеатре Каро 11 Октябрь, Центре документального кино, Мультимедиа Арт Музее и Digital October. Посмотреть расписание и купить билет можно на сайте 360.polymus.ru

«О интернет! Грезы цифрового мира«

Режиссер: Вернер Херцог

20 октября (Открытие кинофестиваля, Каро 11 Октябрь) 20.00

22 октября (ЦДК) 21.00

23 октября (Каро 11 Октябрь) 18.00

В своей новой документальной картине «О, Интернет! Грезы цифрового мира» (Lo and Behold: Reveries of the Connected World), впервые показанной на фестивале Санденс, Вернер Херцог погружается в прошлое, настоящее и будущее виртуального мира. С немецкой дотошностью и романтичностью он рассказывает историю интернета, от его пионеров из Калифорнийского университета до современных визионеров вроде Илона Маска. Однако Херцога интересует не только научно-технические достижения или, напротив, апокалиптические прогнозы, связанные с развитием мировой паутины, но прежде всего, как и почему интернет настолько кардинально изменил и продолжает менять нашу жизнь, что даже подсмотренные Херцогом буддистские монахи, едва прервав медитацию, тут же утыкаются в твиттер. Херцог исследует цифровой пейзаж с той же страстью и самоотверженностью, с которыми он раньше пересекал дикие ландшафты Амазонии, Сахары или Антарктиды, и рассказывает о взаимном влиянии двух миров: сетевого и реального, который теперь, после появления интернета, никогда уже не будет прежним.

«(Бес)честность – вся правда о лжи«

Режиссер: Яэль Меламед

21 октября (Каро 11 Октябрь) 20.00

27 октября (Каро 11 Октябрь) 19.30

28 октября (Каро 11 Октябрь) 20.30

“(БЕС)Честность — вся правда о лжи” — это настоящая анатомия обмана, человеческие истории, от допинга до супружеской измены, от черного пиара до торговли инсайдерской информацией, которые помогают разобрать нечестность на составляющие. Каждая следующая ложь дается легче. Нам проще врать, если мы видим, что это делают и другие люди нашего круга. Мы не считаем ложь во благо ложью. Мячик для гольфа никто не переставит в более удобное место рукой, а подвинуть ногой — нет проблем. Глядя на участников экспериментов Ариели и других героев фильма очень хочется сказать себе — я бы никогда в жизни так не поступил. Но не надо себя обманывать.

«Это меняет всё«

Режиссер: Ави Льюис

21 октября (Каро 11 Октябрь) 21.00

26 октября (Каро 11 Октябрь) 20.00

Экранизация одноименной книги Наоми Кляйн, легендарной канадской журналистки и социолога, ведущей праведную борьбу с капитализмом и глобализацией. Одно из катастрофических последствий неолиберальной экономики – глобальное потепление, результат и наплевательского отношения к экологии, и плачевного изменения человеческого сознания. «Я всегда ненавидела фильмы об изменении климата», – признается Кляйн. Но кино всё ещё остаётся важнейшим из искусств – и Наоми берет его на вооружение, отправляясь вместе со съёмочной группы в семь сторон света: от чопорного Бакингемшира, где собираются старейшие научные светила, до укутанного смогом Китая, подвергающего своих рискнувших протестовать граждан палочной дисциплине…

«HOMO SAPIENS»

Режиссер: Николаус Гейрхальтер

22 октября (Каро 11 Октябрь) 19.00

26 октября (Мультимедиа Арт Музей) 19.30

Железные дороги. Заводы и фабрики. Кинотеатры, концертные залы и дворцы культуры с масштабными мозаичными панно. Больницы. Церкви. Зоопарки. Супермаркеты. Электростанции. Офисы. Кажется, все возможные места, где жил, работал, наслаждался искусством, ел, молился и любил человек разумный – прежде, чем навсегда оставить землю. Теперь эти рельсы ведут в никуда. Вечнозеленые джунгли наступают на индустриальные пространства. Дождь смывает все следы людского пребывания. Был человек – и нет человека.

Радикальный киноэксперимент крупнейшего австрийского документалиста Николауса Гейрхальтера (в 2011-м он участвовал в неигровом конкурсе ММКФ с «Вечерней страной») состоит из множества статичных кадров, снятых в разных точках земного шара. Каждый кадр потрясающе красив и страшен, в каждом – только запустение и разрушение. Гейрхальтер играет в декаданс всерьез, он отказывается от минимальных развлекательных подпорок – никаких комментариев, никакого музыкального сопровождения, только шум ветра и пение птиц, которые останутся на планете и когда мы уйдём.

«Записки о слепоте»

Режиссеры: Пит Мидлтон, Джеймс Спинни

23 октября (Каро 11 Октябрь) 19.00

26 октября (Центр Документального Кино) 19.00

Британский профессор теологии выписывается из госпиталя — ему только что сделали операцию на глазах. Эта операция станет последней: врачи не могут помочь Джону Халлу, вскоре ему предстоит полностью ослепнуть. Времени подготовиться остается совсем немного — только успеть выбрать важные книги и попросить друзей начитать их на сотни аудиокассет. Но так ди нужны окажутся они потом?

Сложно представить что-то более сложное для перевода на киноязык, чем внутренний мир человека, полностью лишившегося зрения. Но «Записки о слепоте» справляются с этим блестяще — благодаря многочисленным аудиозаписям, сделанным Халлом и его семьей на протяжении многих лет. Аудиодневник незрячего теолога оживляют актеры, и все же главный герой — его голос, недоуменный, любопытный, испуганный, счастливый. Глубина личности самого Халла обеспечивает многомерность его драмы — он отказывается от очевидных дорожек, познает себя, свою слепоту и принимает ее как дар, не религиозный, а человеческий.

«Яйца!»

Режиссер: Пенни Лейн

24 октября (Каро 11 Октябрь) 19.30

29 октября (Каро 11 Октябрь) 18.00

ЯЙЦА! — невероятная плутовская история, которая могла бы быть частью Декамерона или стать сюжетом для зарисовки Монти Пайтон. Но это произошло на самом деле: американский врач Джон Бринкли достиг славы и богатства вшивая своим пациентам козлиные яички. Чудодейственной средство якобы могло помочь чему угодно — от возвращения потенции до сохранения вечной молодости, и с искушением не справились десятки тысяч пациентов.

Талантливый мистер Бринкли держался на плаву удивительно долго, а его дело будет живо всегда. Судьба этого грандиозного мистификатора, человека, которому мощный маркетинг и покровительство властей заменили медицинское образование и действенность процедуры, может многому научить нас и сегодня, почти век спустя. Покупая циркониевый браслет, гомеопатические шарики или обращаясь к нетрадиционной медицине, стоит порадоваться, что при том же эффекте, вам хотя бы не пытаются вживить чужие тестикулы.

«Открывая клетку»

Режиссеры: Крис Эгедус, Д.А. Пеннебейкер

25 октября (Центр документального кино) 21.00

28 октября (Каро 11 Октябрь) 20.00

От фильма о защите животных ждешь апелляции к эмоциям: сцен жестокости и кадров с манифестаций юных активистов. Ничего из этого в “Открывая клетку” нет: борьба здесь ведется не “против”, а “за”, и идет она не на площадях, а в залах судебных заседаний. Стивен Вайз — адвокат и глава Проекта защиты прав не-человека, организации, которая доказывает в суде, что как минимум некоторые животные должны обладать теми же юридическими правами, что и люди. Вайз и его команда встречаются с учеными и собирают свидетельства наличия у шимпанзе почти человеческого интеллекта: обезьяны могут разговаривать (пусть и картинками), играть в “Мемори” лучше нас с вами — так почему у них нет даже самого базового человеческого права — права на личную свободу?

“Открывая клетку” — в сущности, судебная драма, захватывающая, как лучшие серии сериала “Хорошая жена”. Подзащитные Вайза — несколько шимпанзе, и живут они не в таких уж плохих условиях. Задача Вайза не столько в том, чтобы дать им свободу, сколько в том, чтобы изменить юридическую норму: животное должно перестать считаться вещью.

«MACHINE OF HUMAN DREAMS»

Режиссер: Рой Коэн

27 октября (Каро 11 Октябрь) 20.00

29 октября (Digital October) 20.00

“Машина человеческой мечты” притворяется историей успеха стартаперов, но совсем не долго. Почти карикатурные айтишники приделывают роботу пластиковую голову Эйнштейна и он, кажется, вот-вот заговорит о теории относительности. Но робот еле способен сказать “привет!”, а пройдя пару шагов, неуклюже заваливается на бок.

Создатель стартапа Opencog Бен рос в коммуне хиппи, маленьким он вдохновился вселенной Стартрека — такой разумной на фоне новостей о войне во Вьетнаме, и решил посвятить свою жизнь повышению уровня рациональности в мире. Если эмоции мешают человеку думать — нужно дать ему в помощники искусственный разум. Звучит красиво? В этом и проблема, главный талант Бена — красиво говорить и умело торговать ожиданиями, и Opencog — уже не первый его провальный проект. Визионер не смущается неудачами, ему безразлична судьба оказавшихся рядом людей, потому что сам он способен без труда выболтать себе деньги на новый проект, даже если запускать его придется где-нибудь в Эфиопии.

«Жуки»

Режиссер: Андреас Йонсен

29 октября (Мультимедиа Арт Музей) 13.00

Кузнечика не хотите? Может, гусеницу? Свежая, только что из Африки. А как насчет жучков-паучков? Очень вкусные и питательные! Сочные муравьи и нежные пчелиные крылышки на десерт?! Это не кошмар сбрендившего гурмана-ресторатора, это реальность. Сегодня случаи такой гастрономической политики единичны, но завтра, когда население Земли вырастет в три и более раз, прием пищи из насекомых обещает стать повседневной необходимостью. И некоммерческая организация Nordic Food Lab уже готова к такому повороту событий…

Вместе с бойкими сотрудниками копенгагенской лаборатории (среди основателей — на минуточку, шеф Noma Рене Редзепи) в кругосветный гастро-трип отправился ведущий датский документалист Андреас Йонсен («Жизнь Кидда», «Ай Вейвей: Сфабрикованное дело»). В поисках новых источников питания ребята заглянули в самые укромные уголки – и остались весьма довольны своими открытиями. Их подробно фиксирует фильм, про который точно можно сказать: ничего подобного вы еще не видели. Веселый и позитивный, он, тем не менее, нуждается в предупреждении: только для зрителей с крепкими нервами и желудками.

«Мальчишеская мечта»

Режиссеры: Синта Форгер, Вальтер Гротенхюис

21 октября (Центр документального кино) 19.00

23 октября (Мультимедиа Арт Музей) 17.00

Каждый год художник и скульптор-кинетик Тео Янсен выгуливает своих пляжных животных на голландском побережье. Это мифические существа на стыке инженерии и искусства, сделанные из пластиковых трубок, кабельных стяжек и парусины. Они передвигаются под воздействием силы ветра, самостоятельно шагая по песку. Как говорит в фильме сам Тео Янсен, эти существа появились на свет, благодаря его мальчишеской мечте. «В детстве мне рассказали, что все на свете, и люди, и животные, умирают и что я тоже когда-нибудь умру. Это было ужасно». С тех пор он задался целью создать новый вид существ, которые его переживут, и возможно, пляжные звери — лишь первая ступень в эволюции этого вида. В фильме мы следуем за Тео Янсеном по всему миру — от Японии и США до России, куда он отправляется вместе со своими животными в надежде, что его создания не только получат общественное признание, но и привлекут музейных кураторов и окажутся в музейных коллекциях, таким образом приобретя искомое бессмертие.

«Возвращение атома»

Режиссеры: Мика Таанила, Юсси Эрола

21 октября (Центр документального кино) 21.00

26 октября (Центр документального кино) 21.00

На маленьком острове на западе Финляндии строится новый блок атомной электростанции — первый в Европе с момента Чернобыльской аварии. Инвесторы гордо называют проект “возвращением атома”, жители соседнего городка довольны, что получат новые рабочие места. Строительство нового, безопасного и эффективного реактора должно закончиться всего за несколько лет, но работы почти сразу начинают буксовать, проект раз за разом меняется, совсем как у нового стадиона Зенита. На сцену выходят активисты со сложными вопросами и пугающими графиками, вслед за ними подают голос и местные жители, которых больше волнуют деньги, чем радиация.

Обсуждение атомной энергетики — тонкий лед, по которому не так-то легко пройти, сохранив хотя бы видимость объективности: одна сторона обязательно преувеличивает риски, вторая — экономическую выгоду и экологичность. “Возвращению атома” это скорее удается: и антиядерные активисты и представители энергетических корпораций — одинаково неприятные герои этого неторопливого скандинавского нуара, ведь сложно выбрать лучшее из паранойи и жадности.

«Темный ген»

Режиссеры: Мириам Якобс, Gerhard Schick

22 октября (Мультимедиа Арт Музей) 13.00

28 октября (Центр документального кино) 21.00

У Франка Шаудера измученное лицо. Он много лет страдает от то проходящей то снова возобновляющейся депрессии. Шаудер не только пациент, но и врач-невролог и он хочет разобраться в чем причина болезни. Нет ли в его ДНК темного гена, который лишает жизнь радости и ярких красок?

«Темный ген» — идеально выстроенный научно-популярный фильм: герой берет зрителя за руку и ведет за собой в поиске ответов на те же вопросы, которые задали бы и вы. Это увлекательное путешествие по миру современной генетики, самой бурно развивающейся области человеческого знания, которая в то же время обещает человечеству самые значительные перемены. Что определяет наша ДНК, а что нет? Многое ли мы в действительности знаем о человеческом геноме? Сможем ли мы вмешаться в передающуюся нашим потомкам наследственную информацию и исправить в ней ошибки — «темные гены»?

«Все ускоряется»

Режиссер: Жиль Верне

23 октября (Центр документального кино) 17.00

25 октября (Центр документального кино) 19.00

Срочное и очень срочное – так выглядит список дел современного человека. С каждым днем мы понимаем, что не мир вокруг, а мы сами ведем себя к истощению, но все ускоряемся и ускоряемся.

В фильме пытаются понять этот парадокс и размышляют о нем не только психологи и социологи, но и дети, ученики парижской школы в 19-м округе.

«Все ускоряется» – фантастическое, философское и познавательное путешествие в поисках времени, которое мы теряем – но, возможно, и в поисках способа остановиться и вернуть его.

«Шведская теория любви»

Режиссер: Эрик Гандини

23 октября (Центр документального кино) 19.00

29 октября (Центр документального кино) 17.00

30 октября (Мультимедиа Арт Музей) 17.00

Несколько людей идут дружным рядом по лесу в поисках чего-нибудь подозрительного — например, мертвого тела. Они не полицейские и даже не социальные работники. Просто это их хобби, в свободное время они собираются локальной группой энтузиастов и разыскивают пропавших людей. Такие социально ответственные инициативы занимают досуг шведских граждан, живущих жизнью будущего — комфортной, свободной от условностей, полной возможностей и как будто избавленной от предрассудков. Очень одинокой и пугающе стерильной жизнью, о которой и рассказывает в подробностях «Шведская теория любви».

Фильм Эрика Гандини издевательски перефразирует название знаменитой классической сентиментальной картины Роя Андерссона. Если верить фильму, сентиментальности в сегодняшней Швеции практически не осталось. Полу-итальянец, полу-швед Эрик Гандини, несколько лет назад снявший скандальную «Видеократию» про масс-медиа при власти Берлускони, теперь обратил внимание на Швецию, самую спокойную и благополучную страну, в которой по сравнению с остальным миром вроде как мало что можно критиковать. Но и благополучие оказалось отличной мишенью. В мире, где наведен порядок, выяснилось, что безличная государственная забота высокого уровня оборачивается для людей такой степенью разобщенности и одиночества, что некоторые готовы сбежать от подобного мира в лесную коммуну или в Эфиопию — лишь бы не задохнуться от вездесущего нейтралитета и благополучия.

«Эпоха антропоцена»

Режиссер: Стив Брэдшоу

24 октября (Центр документального кино) 21.00

29 октября (Каро 11 Октябрь) 19.00

Двенадцать тысяч лет назад завершился плейстоцен и началась новая геологическая эпоха, голоцен, в которой мы живем и сегодня. Однако, с этим согласны не все: влияние человечества на окружающую среду сравнимо с самыми мощными проявлениями сил природы, сегодня мы не просто являемся частью экосистемы, а определяем ее настоящее и будущее. Не пора ли признать, что началась новая геологическая эпоха — антпропоцен?

Это должна официально решить специальная группа экспертов — они, главные герои фильма “Антропоцен”, рассказывают, как участие человека в природных процессах становилось все заметнее, сначала, от тысячелетия к тысячелетию, а теперь — от года к году. Формальное признание эпохи антропоцена — возможность задуматься, что теперь именно мы ответственны — и уже не только за свое будущее, но и за будущее планеты, на которой мы живем. Последние сто лет истории цивилизации были похожи на веселую вечеринку, вышедшую из под контроля. Вечеринка закончилась и пора либо прибраться, либо готовиться к наступлению следующей геологической эпохи, в которой людей может уже не оказаться — не только в названии.

«Ребенок будущего»

Режиссер: Мария Арламовски

27 октября (Центр документального кино) 19.00

30 октября (Центр документального кино) 19.00

Генетическая модификация человека, создание детей по нужному шаблону, искусственное улучшение качеств еще не рожденного ребенка — все эти пугающие возможности, которые неизбежно поднимут непростые этические вопросы, куда ближе, чем может показаться. Будущее репродуктивных технологий уже проникло в настоящее: сегодня на земле живут миллионы людей, рожденных «в пробирке» — через процедуру ЭКО.

Автор «Ребенка будущего» Мария Арламовски начинает свое исследование именно с этой, уже почти привычной процедуры — она встречается с парами, собирающимися завести ребенка, врачами и исследователями из разных стран и старается зафиксировать, как меняется понятие о норме, как почти незаметно трансформируются наши представления о том, что значит быть родителями и где проходит граница между естественным и искусственным. Здесь нет простого ответа, и грядущая сложная дискуссия еще только начинается, но одно ясно наверняка: даже самый человеческий акт, деторождение, не останется неизменным.

«Сердце 40 лет спустя»

Режиссер: Евгений Голынкин

22 октября (Центр документального кино) 19.00

Операция длится несколько часов, наконец, из грудной клетки пациента достают огромную, размером с небольшой арбуз, опухоль. Молодой хирург отмывает под краном медицинские очки — они покрылись кровью: “Она лопнула. Главное, чтобы он не умер. Это еще не конец. Далеко не конец”.

“Сердце 40 лет спустя” — посвящение и своеобразный парафраз советской документалке о кардиохирургах “Сердце”, снятой в 1978 году. Хирургические технологии ушли за это время далеко вперед, но режиссер не торопится следовать прогрессу, и пользуется самым простым выразительным методом: единственная камера сопровождает хирургов из кабинета — в операционную, из операционной — в больничную палату, не стесняясь заглянуть никуда, в том числе, в раскрытую человеческую грудь. Наблюдая за врачами с близкой дистанции можно разглядеть за привычным героическим ореолом людей с быстрыми пальцами, суевериями и сомнениями. Кардиохирург — не полубог, просто он моет каждую руку по десять минут, а завязывать узелки на нитке тренировался десять лет — на спинке обычного стула.

«Квантовая революция»

Режиссер: Венсан Лангуш

24 октября (Центр документального кино) 19.00

29 октября (Центр документального кино) 19.00

Квантовая механика — одновременно одна из самых любимых и самых провальных тем для популяризации: как бы хорошо не было объяснение, толком понять, как свет может быть сразу же частицей и волной, или почему нельзя одновременно измерить положение и скорость частицы, решительно невозможно — уж слишком это противоречит интуиции. “Квантовая революция”, однако, одна из лучших попыток в этом направлении, дотошная и наглядная, а главное, уделяющая столько же времени загадочной природе микромира, сколько и захватывающей истории физиков в забавных котелках, которые раз за разом собирались в начале прошлого века в Брюсселе, чтобы ответить на те же самые вопросы — как же все-таки свет может быть то частицей, то волной? Как может быть кот одновременно живым или мертвым?

Это бельгийское кино и авторы с особой гордостью дают понять, что не было бы никакой квантовой революции, если бы не бельгийский олигарх, содовый король и энтузиаст науки Эрнест Сольвей, который впервые собрал лучших ученых мира в отеле Метрополь в Брюсселе в 1911 году, а потом продолжил это делать почти каждые два года. Сольвей умер в 1922 году, когда споры ученых о новой физике были в самом разгаре, но конгрессы его имени не прекратились, они продолжаются и сегодня, в эпоху, когда квантовая механика прочно и незаметно вошла в нашу обыденную жизнь, а физика готова к новой революции.

«Стив Джобс: человек в машине»

Режиссер: Алекс Гибни

22 октября (Центр документального кино) 17.00

25 октября (Каро 11 Октябрь) 20.00

28 октября (Digital October) 20.00

В 2016-м году люди по всему миру прилежно садятся и открывают свои макбуки, чтобы посмотреть презентацию новых продуктов компании Apple — хвалят, ругают и обсуждают их в таких подробностях, как будто всем земным шаром смотрят увлекательный сериал. Так и есть: Apple стала частью мифологии современного мира. О ней каждому есть что сказать, ее история превратилось в современное предание со своими каноническими версиями, апокрифами и пророками. Стива Джобса нет в живых уже пять лет, но книги и фильмы о нем продолжают выходить, и это закономерно — новые и новые трактовки достраивают портрет одного из главных современных пророков.

«Человек в машине» Алекса Гибни — еще одна противоречивая глава этой истории, критическая, как раз такая, какой не хватало. Гибни — придирчивый толкователь мифов нового века, не дает спуску своим героям, Саентологическая церковь, большой спорт, внешняя политика США, WikiLeaks — он часто берется за темы, на которые однозначно высказаться просто невозможно, и ставит под вопрос как самих героев, так и устоявшиеся, удобные обывательские позиции по отношению к ним. «Человек в машине» сосредотачивается на рассказах коллег и соратников о личных отношениях с Джобсом, предпринимая попытку сделать из техно-иконы живого человека, со всеми его шероховатостями, недостатками, неоднозначными поступками и решениями, которые самый знаменитый человек в черной водолазке принимал на протяжении всей своей карьеры.

«Птица-беспилотник»

Режиссер: Соня Кеннебек

30 октября (Digital October) 20.00

«Это не научная фантастика», – утверждает реклама вооруженных сил США. Действительно, дроны-беспилотники уже давно стали реальностью. Они, дистанционно управляемые людьми, находящимися за тридевять земель от горячих точек, ведут войну в Афганистане. Они уничтожают не только врагов и мирных жителей, оказавшихся не в то время и не в том месте, но и психическое здоровье своих операторов. Три героя фильма – бывший аналитик данных с беспилотников, бывший аналитик радиоэлектронной разведки и бывший техник-сержант по наблюдению за беспилотниками – получили серьезные психологические травмы. Теперь каждый по-своему старается изжить их: кто-то публикует разоблачительные статьи о ВВС и ЦРУ, приобретая лавры нового Сноудена, кто-то едет в Афганистан, чтобы услышать живые истории потерпевших…

Полифоничный док резко критикует государственную политику США, чьей жертвой становится один из героев, обвиняемый в шпионаже. Предупреждает о том, как опасно, когда наука оказывается на службе бесчеловечных сил. Но главное – даёт слово реальным людям, столкнувшимся с новым, неожиданным злом, и выдержавшим это столкновение.

«Укротительница орлов»

Режиссер: Отто Белл

22 октября (Каро 11 Октябрь) 15.00

30 октября (Каро 11 Октябрь) 13.00

Горные вершины и снежные равнины Алтая, бескрайняя монгольская степь – зачарованные места, где время словно остановилось, и традиции многовековой давности живы по сей день. Одна из них – орлиная охота, которой семья 13-летней Айшолпан промышляет на протяжении 12 поколений: «это не выбор, это – зов крови». Но за все эти века ни одна женщина в роду Айшолпан не решалась заняться исконно мужским делом. Почему – отвечают одноклассницы девочки: мы бы очень хотели, но боимся орлов. Но Айшолпан не ведает страха и готова сменить школьное платье, так трогательно напоминающее советскую форму, на одежды воительницы…

Эпический приключенческий док отправляет нас в удивительный затерянный мир, где люди живут в немыслимой на Западе гармонии с дикой природой. Выходя на охоту, они не используют птиц – они образуют с летающими хищниками единую команду. Экзотика? Конечно. Но весь экзотический антураж лишь подчеркивает универсальные и актуальные всегда и везде темы: неизбежное взросление, равноправие полов, постижение вселенной.

«Времена года»

Режиссеры: Жак Перрен, Жак Клюзо

23 октября (Каро 11 Октябрь) 15.00

29 октября (Каро 11 Октябрь) 13.0

 «Времена года» Жака Перрена и Жака Клюзо (несколько лет назад они сделали вместе знаменитые «Океаны», а до этого — «Птиц») — полуторачасовой сеанс созерцания мира, высокотехнологичное упражнение в медитации на историю развития нашей планеты.

Первые пятьдесят минут рисуют портрет такой Земли, которой никто из нас никогда не видел: природа без людей, заполненная дикими животными, лесами и водоемами. Остроумный саундтрек (музыку к фильму написал Бруно Куле, еще один постоянный соавтор Перрена и Клузо) следует за каждым движением на экране, складывая свою драматургию в неспешном параде бодающихся лосей, тающих ледников, стрекочущих птиц и затаившихся перед прыжком на добычу хищников. При желании можно смотреть «Времена года» как диснеевский мультфильм для взрослых. В движениях животных и растений находятся и характер, и сюжет, и динамика такого уровня, что когда на экране появляются первые люди, стремительно возводятся города и, в конце концов, начинают дымить заводы, все это воспринимается как временное явление — лишь еще один элемент пейзажа, вечно меняющегося по ходу смены сезонов в году.

*Полное расписание кинопоказов и билеты доступны на сайте фестиваля 360.polymus.ru