24 ноября состоится премьера фильма «28 панфиловцев» режиссеров Андрея Шальопы и Кима Дружинина. «28 панфиловцев» – художественный фильм о Великой Отечественной войне, в основу которого положена легенда о подвиге 316-ой стрелковой дивизии под командованием майора Ивана Панфилова, 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.

Важной составляющей формирования государственно-гражданской идентичности, которая включает отождествление с гражданами страны, солидарность, ответственность и чувства, переживаемые людьми (гордость, обиды, пессимизм или энтузиазм) [1], российского общества являются достижения прошлого. Исторические фильмы – один из  инструментов формирования этой идентичности. Великая Отечественная война стала одной из социальных рамок памяти [2], которые формируют общность российских граждан. Свою лепту в её конструирование вложили различные силы, которые имеют собственное представление о событиях военных лет и их значении для отечественной истории. Память о войне изменяется под влиянием различных каналов утверждения, коллективных и частных оценок ситуации [3].

Формирование государственной идентичности неразрывно связано с созданием нации. В 2011 году экс-президент Дмитрий Медведев заявил, что «есть большая задача, касающаяся формирования будущей идентичности. Действительно, наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну» [4].

«Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии»

Проблема формирования государственной идентичности и национальной идеи регулярно поднимается президентом России Владимиром Путиным. В своем выступлении на заседании клуба «Валдай» в 2014 году глава государства затронул этот вопрос: «Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм» [5]. Владимир Путин отметил: «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии».

Всё же представители высших органов государственной власти всё чаще навязывают определенную точку зрения по поводу исторических событий. Так случилось и с фильмом «28 панфиловцев». Вопреки докладу главного военного прокурора СССР Николая Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года, согласно которому информация о подвиге панфиловцев является недостоверной [6], государственные чиновники доказывают состоятельность подвига панфиловской дивизии.

Министр культуры Владимир Мединский считает дискуссию о подлинности подвига панфиловцев недопустимой. 4 октября 2016 г. министр культуры заявил, что все, кто пытается выяснить, подвиг панфиловцев – это исторический факт или легенда – «конченные мрази» [7]. Эту точку зрения поддерживают официальные федеральные СМИ, игнорируя данные, опубликованные на сайте государственного архива. Подвиг 28 панфиловцев называют «символом мужества и победы» [8].

В тоже время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не готов подтвердить или опровергнуть реальность истории о подвиге панфиловской дивизии: «Очень много сейчас ссылаются в интернете, в общественном мнении на разные архивные документы и т.д., которые появлялись и сразу после войны, и позже в госархивах, достоверность которых до сих пор находится под вопросом, но все-таки исследования указывают на то, что история в том или ином виде с героями-панфиловцами действительно имела место»  [9].

Редакция THE WALL пообщалась с Кимом Дружининым, одним из режиссеров фильма о легендарной дивизии, чтобы понять, почему фильм, который поддержало государство в ответ на общественный запрос, не объединяет общество вокруг памяти о войне, а наоборот, становится причиной разжигания розни.

Ким Дружинин

Ким Дружинин

Изначально фильм «28 панфиловцев» не получил поддержки со стороны частных инвесторов и государства. Предполагалась, что проект заинтересует людей и будет общественным. Все средства, необходимые для съемок рассчитывали собрать с помощью краунфандинга, технологии коллективного финансирования, основанной на добровольных пожертвованиях [10]. Это так?  Как и когда появилась поддержка со стороны государства, почему? 

Если начать сначала, то сценарий был написан в 2009 году. Идея сценария появилась у Андрея [Шальопы]. Мы хотели снять фильм про войну. Это же очень интересные, необычные и героические истории. И в процессе разговора выяснилось, что фильма о таком легендарном подвиге нет. Написали сценарий и начали искать деньги на съёмку. Мы были никем и все наши обращения к государственным структурам, и к частным инвесторам, и к продюсерам, и к известным режиссёрам не увенчались успехом.

Потом решили, будь, как будет, будем снимать сами. Это было как раз в 2012-2013 году. Подготовку к фильму мы рисовали самостоятельно. Рисовали раскадровку и сцены. Для этого нам денег не было нужно. Собирались у Андрея на кухне, рисовали, обсуждали, фантазировали. К тому моменту, как мы решили самостоятельно снимать, фильм был уже готов, оставалось только снять. Была отрисована большая часть фильма. И вот кто-то из знакомых предложил выложить фильм на краундфандинг. Предложили показать будущему зрителю тизер – ролик, который рассказывает о том, что в кино будет, примерная зарисовка того, что зритель увидит в кино.

Основной проблемой стали танки. История о панфиловцах – это история о том, как небольшая группа людей остановила большое количество танков. Этих танков нет, их пожгли наши деды ещё во время войны. Мы с Андреем [Шальопой] придумали технологию, опробовали её и сняли тизер. Искали возможности снимать максимально бесплатно, задешево, пусть криво и косо. К нашему удивлению, произошёл резонанс: мы за месяц собрали 3,5 миллиона рублей. И вот в этот момент нам позвонили из Министерства [Культуры] и сказали: «Приезжайте, будем знакомиться».

Получается, государство отреагировало на общественный запрос?

Да. Это уже тогда стало беспрецедентной историей. Народный порыв Министерство культуры не оставило без внимания, что правильно для них. Сначала помогали информационно, потом помогали особыми  условиями работы, например на Ленфильме. Затем мы сняли кусок, чтобы показать зрителям то, что уже есть, чтобы они решали, дальше сбрасываться или нет. Отобрали героев, выбрали сцену, сняли, озвучили и выложили в Интернет.

И те же самые 3,5 миллиона собрали не за месяц, а за два дня. Вот так потихоньку мы собрали около 34 миллионов миллиона. 35 тысяч человек пожертвовали деньги. Такое в России впервые.

Мы сразу предупреждали о том, что никак не будем поощрять людей, которые сделали пожертвования. Это сложно сделать технически, потому что люди живут в разных городах. Наверное, это и не надо. Мы пообещали тем людям, которые сбрасывались на «панфиловцев», что если мы что-то на картине заработаем, то эти деньги пойдут на создание следующей картины. Это будет наш ответ. Мы не собираемся останавливаться.

В 2013 году Андрей Шальопа говорил о необходимой сумме в 60 миллионов. Сумма изменилась?

Я не знаю ни одного фильма, который уложился в бюджет. Было много факторов. Доллар подрос. Где-то погода подвела. Мы не экономили на производстве, военное кино – это очень дорого.

150 миллионов на военное историческое кино – это  недорого. Так получилось потому, что мы долго и планомерно готовились. Мы не сняли ничего лишнего. Мы после первоначального монтажа выкинули очень коротенькую сцену, нам было очень жаль, но она тормозила развитие сюжета.

Все остальные расходы взяло на себя государство?  

Владимир Медицинский обещал дать столько же денег, сколько мы соберём. Он сдержал свое обещание. Плюс 20 миллионов предоставило министерство культуры и спорта Казахстана. Все остальное – наши частные инвесторы Gaijin Entertainment. (Gaijin Entertainment –  крупнейший независимый разработчик игр военной тематики в России – прим.). 20 млн. предоставило Министерство культуры Казахстана. Конечно не просто так. у них такие же мотивы, как и у нашего правительства.

Благодаря ребятам мы удержались, потому что были ситуации, когда деньги на съемки уже заканчивались, а у нас был план. Если выпасть из этого плана, то затраты возрастают в геометрической прогрессии. Ребята умудрялись нас постоянно поддерживать. Съемки были очень тяжелые, потому что действия происходят зимой.

Получается, что государство все равно внесло свою финансовую лепту, т.е. не стоит вопрос о том, какой процент был покрыт в общем бюджете. Вы говорили о том, что конечный продукт не всегда получается таким, каким был задуман вначале, потому что инвесторы пытаются влиять на ход съемочного процесса, появляются непредвиденные обстоятельства во время съемок. Насколько государство влияло на процесс создания фильма о 28 панфиловцах? 

Со стороны российского государства не было никаких попыток на что-то повлиять, хотя не скрою, что на уровне сценария были вопросы какие-то. Но нужно понимать, что режиссеры и сценаристы, которые пишут сценарий, понимают, как это будет выглядеть. А Казахстанская сторона начала без стеснения требовать внесения изменений. Почему-то люди плохо понимают, что художественное произведение целостное. Если все будут что-то менять, то получится как с письмом из Простоквашино: кто про хвост, кто про уши, кто про спину. Нужно сказать, что их можно понять, они же хотят как лучше. Но это мы отвечаем за качество этого кино, только мы может вносить изменения. Наш президент и наш министр прекрасно это понимали.

У представителей Казахстана было абсолютно свое видение или были какие-то вопросы к деталям?

У них не то чтобы свое видение. У них просто по отношению к панфиловской дивизии есть свои герои, на которых они хотели сделать акцент.

Если вопрос о числе панфиловцев, то может быть, их было и не 28. Зачем эти споры нужны? Эти споры разжигают те люди, которые либо предатели, либо дураки. 

«28 панфиловцев» для вас – это, в первую очередь, художественный или документальный фильм? 

Это художественный фильм, не документальный, но основанный на реальных событиях. Все задают похожие вопросы. Наш ответ простой: вот вы придите в кино и посмотрите, как было на самом деле. Мы своим фильмом «28 панфиловцев» старались как можно проще объяснить, как это произошло. Потом зритель будет думать, могло так произойти или не могло. Многие говорят, что это легенда, но она основана на реальных событиях. Если вопрос о числе панфиловцев, то может быть, их было и не 28. Зачем эти споры нужны? Эти споры разжигают те люди, которые либо предатели, либо дураки.

Насколько вообще нужен этот дискурс? Разве фильм о войне не должен стать инструментом единения общества, способом сохранить историческую память, а не разжигать конфликты? 

Мы ни с кем не хотим спорить. Не хотим никому доказывать, что панфиловцы были. Мы просто показываем фильм. У нас много проблем, о которых можно спорить, даже о современных вещах. Спорить о событии мирового масштаба, на котором можно не просто гордиться своей страной, не просто учить детей, а на этом можно фундамент государства строить. А мы пытаемся все это распинать, особенно молодое поколение.

Министерство культуры РФ поддержало проект. И вот Владимир Мединский называет всех, кто хочет разобраться в истории о 28 панфиловцах «конченными мразями» (простите за цитату). Разве это не разжигает конфликт, не противоречит идее о народном единении вокруг памяти? 

Я согласен, что можно было назвать людей как-то по-другому. Это же эмоции человека. Это эмоциональное заявление было после того, как министр посмотрел кино. Это то, о чем мы говорим – фильм  должен вызывать эмоции. Вот он посмотрел и так эмоционально отреагировал. Конечно, не совсем правильно, когда официальное лицо так высказывается. Что тут поделаешь? Наверное, просто очень достали с этими вопросами. Я тоже очень эмоционален. Ну а то что он как официальное лицо высказался – неправильно. А как мужик, все правильно сказал.

Далеко не все фильмы о войне смотрят высшие лица государства в рамках официальных мероприятий. Почему состоялся просмотр фильма о 28 панфиловцах? Насколько важен для вас просмотр фильма президентами России и Казахстана? 

Сам этот подвиг связан с Россией и Казахстаном. Панфиловская дивизия была сформирована в Казахстане. В Алматы памятник красивейший стоит. Мы не думали и не ожидали, что так получится. Это тоже беспрецедентная история о том, что кино посмотрели сразу два официальных лица государства, два президента.

Когда речь идет о процессе формирования государственно-гражданской идентичности в России, следует помнить, что границы государства, политическое устройство и этнический состав страны претерпели изменения за последние 20 лет. После распада СССР российскому правительству нужно было найти эффективные инструменты формирования социальных рамок памяти, потому что она выступает ключевым элементом, определяющим положение общества и вектор его развития, ускоряет или напротив блокирует социальные, политические явления.

Память о Великой Отечественной войне, которую также имеют жители стран бывшего СССР, выступает одним из способов объединения российского общества. Однако особенность формирования идентичности заключается в том, что в общем прошлом люди нередко видят одни и те же события по-разному [11].

История военных лет становится инструментом государственной пропаганды, которая нацелена на формирование полноценной российской нации и сопутствующей идентичности.  Мифы и легенды, появившиеся в СССР, сохраняются и популяризируются сегодня. Они затмевают реальные подвиги советских солдат. 316-я стрелковая дивизия действительно вела тяжелые бои против 2-й и 11-й немецких танковых дивизий на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года, однако число погибших значительно превышало 28 [12]. Государственные чиновники отдают предпочтение легенде о том, что 28 человек уничтожили 18 вражеских танков, потому что это производит больший эффект, чем история о реальном подвиге красноармейцев. В результате мы приходим к подмене ценностей. Вместо того чтобы восстанавливать настоящую историю, по крупицам собирая сведения из советских и немецких документальных источников, проводя поисковые, представители высших органов государственной власти навязывают обществу мифы и легенды.

Участников и очевидцев военных событий с каждым годом становится все меньше. Однако жители России могут узнать историческую правду при помощи документальных источников. Для этого не обязательно идти в библиотеку или отправлять запрос в государственный архив. Многие документы доступны в Интернете, поэтому  информацию, транслируемую государственными чиновниками, может оперативно проверить любой.

Автор: Галина Греннинг

 

  1. Российская идентичность: факторы интеграции и проблемы развития, Дробижева Л. М., http://www.jour.isras.ru/index.php/snsp/article/view/2947/2743
  2.   Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина / М.: Новое издательство, 2007.
  3. «Кровавая» война и «великая» победа, Дубин Б.В., http://magazines.russ.ru/oz/2004/5/2004_5_5-pr.html
  4. Российская нация должна состоять из самобытных народов – Медведев, 11.02.2011 https://ria.ru/politics/20110211/333366199.html (дата обращения 15.10.16)
  5. В.Путин: Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для России фундаментальный характер, 05.01.2014, http://www.putin-today.ru/archives/50 (дата обращения 09.10.16)
  6. Справка-доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» http://www.statearchive.ru/607
  7. Мединский считает недопустимой дискуссию о подлинности подвига панфиловцев, 04.10.16., http://tass.ru/kultura/3678147http://tass.ru/kultura/3678147 (дата обращения 09.10.16)
  8. Вести недели. Эфир от 16.10.2016, Подвигу панфиловцев – 75 лет, http://russia.tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/1380380/video_id/1530894/viewtype/picture/ (дата обращения 18.10.16)
  9. Кремль поддержал Мединского в защите мифа о 28 панфиловцах, 05.10.16.,https://slon.ru/posts/74460 (дата обращения 09.10.16)
  10. Краудфандинг – социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования, Чугреев В. Л., http://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-sotsialnaya-tehnologiya-kollektivnogo-finansirovaniya-zarubezhnyy-opyt-ispolzovaniya
  11. Там же.
  12. 28 Панфиловцев. Нелидово – Дубосеково, 11.12.2013 https://clck.ru/ACBeP (дата обращения 15.10.16