«Каждое художественное произведение – дитя своего времени, часто оно делается матерью наших чувств»[1]

Встреча VI и VII Композиций, кульминационных работ в творчестве Василия Кандинского (1866-1944), проходит в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Выставка «Контрапункт» не ограничивается двумя картинами: там также представлены мультимедийные материалы о творчестве художника. Название выставки возникло благодаря понятию контрапункта в музыке, означающего «со- и противозвучие».

История жизни Василия Кандинского, юриста, который решил стать художником, интересна не только этим фактом. В биографии человека, открывшего путь абстракции, числятся как персональные выставки, так и групповые: участие в выставке VI берлинского «Сецессиона», «Бубнового валета»[1], «Синего всадника». Помимо этого, он преподавал в Баухаузе – учебном заведении, где ориентировались, главным образом, на простые геометрические формы в архитектуре и фотографии.

Юридическое образование сказалось на его склонности к логике и порядку, поэтому абстракции имеют объяснение, а творчество Василия Кандинского – это некая система, в которой можно очень долго ходить как по лабиринту. Два основных произведения, в которых он рассуждает об искусстве и обосновывает своё творчество: «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости».

При разговоре о творчестве этого художника важно помнить, что абстракции с набором зашифрованных символов зачастую возникали под влиянием музыки. На Кандинского большое влияние оказала музыка Арнольда Шёнберга. Как нововведение в живописи, абстракции не были встречены овациями и позитивными отзывами критиков, но это не огорчило художника. Нефигуративная живопись, по мнению Кандинского, базируется на двух основных элементах – точке, которая замкнута в себе, и линии как противоположности точки. Линия полна движения в отличие от точки, линия вторична по отношению к ней[2]. Взаимодействие этих элементов можно увидеть в Композициях.

«Композиция» означала для Кандинского высшую и наиболее сложную форму художественного произведения.

«Композиция VI», которую привезли из Эрмитажа, долго планировалась художником. Основой для неё служила не сохранившаяся картина на стекле «Потоп», которую можно увидеть в мультимедийной программе. «Композиция VII», наоборот, появилась у художника в течение нескольких дней работы, этому предшествовала лишь разработка и коррекция форм.

Композиция VI

Композиция VII

Благодаря композициям и нефигуративной живописи Кандинского в целом, русский авангард был известен за пределами Российской империи и впоследствии СССР, открыл путь для дальнейших исканий авангардистов, в том числе и Казимиру Малевичу, который создал «Чёрный квадрат» двумя годами спустя композиции VI и VII.

[1] В. Кандинский. Точка и линия на плоскости. СПб: Азбука, 2013. С. 234.

[2] В. Кандинский. Точка и линия на плоскости. СПб: Азбука, 2013.С. 109.

[1] В. Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Из архива русского авангарда. Ленинград.1989. С. 7.[:]