Тема войны была и будет актуальна всегда. Особенно, если мы говорим о событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, которые люди помнят до сих пор. В основном, мы слышим рассказы очевидцев и участников войны со стороны СССР, нынешней России, но намного реже интересуемся повседневной жизнью Германии в послевоенное время.

19 января в Еврейском музее и центре толерантности прошла лекция, под названием «Неспособность скорбеть. Немецкое искусство после 1945 года и незажившие раны прошлого». В послевоенное время искусство стало средством переработки и преодоления травматического прошлого, вытесненного из общественного сознания. Работы 1940-х – 1980-х годов создавались на почве волнений и идей, которыми жили обычные люди. Профессор Кембриджского университета Александр Эткинд полагает, что немецкий опыт может быть очень полезен и для российского осмысления тоталитарного прошлого, не завершенного, по его мнению, по сей день.

Лекцию читал Данила Булатов – научный сотрудник и куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина, аспирант Государственного института искусствознания, специалист по искусству Германии второй половины 20-го века. Даниила Булатов проводил анализ каждой картины, представляемой зрителям, рассказывая как об истории создания конкретного произведения искусства, так и о предпосылках его написания.

Главной линией в западной и восточной Германии было абстрактное искусство как «акт сопротивления». В рамках возрождения модернизма появилась дистанция между политикой и жизнью. Художники вдохновлялись буддизмом, процветала модернистская абстракция. Картины связаны с попытками продемонстрировать послевоенную Германию. Травма, трагедия, горе – всё это было вдохновением для творцов.

Одним из выдающихся художников того времени стал Герхард Альтенбург, который написал картину «Умирающий воин». Сам Альтенбург немного воевал, но вернулся с войны почти мертвым. Именно в его картине появляется «историческое измерение». Его картина посвящена теме «павших».

Ещё одним известным художником был Йозеф Бойс, написавший картину «Заснеженный всадник». Художник завернул свечку в бинты. Эти пластические образы напоминают обрубок. Прослеживается тема сохранения, с темой трансформации материала, тема травмы и боли. Бойс сделал упор на тактильность картины, создав аллегорический образ.

В живописных зарисовках Рупрехта Гейгера прослеживается импрессия. Прекрасные, яркие пейзажи «смешались» с повседневной, рутинной жизнью: с трупами, с походом за картошкой и т.д. В своих работах художник выражал сопротивление смерти.

Б. Шульце. Bosch-Landschaft. 1984 г. Источник: wikiart.org

Картина Бернарда Шульце «Мир кратеров» основана на тактильности. Вкрапления тканевых элементов, штукатурки или гипса придают картине ещё более абстрактный вид. Именно тактильность является той «изюминкой», которая объединяет немецких художников с французскими. В 50-е годы в искусство приходит тенденция отрицания композиционной целостности, картина «Мир кратеров» Бернарда Шульце как раз отражает тот военный и экзистенциальный опыт.

Еще одним абстракционистом был Эмиль Шумахер, представитель информализма в живописи. Для художников его произведения искусств были символом хаоса. В своей работе «Тактильный объект» Эмиль Шумахер пытался активизировать у зрителя экзистенциальную тревогу, ассоциацию со смертью.

Эмиль Шумахер. Источник: wikiart.org

Абстрактное искусство – несостоятельное. Художники-абстракционисты пытаются отойти от политики, стараются показать жизнь, но потом понимают, что работают на государство. Несмотря на это, они пытаются абстрагироваться от прошлого, но оно их всё равно настигает.

В 1956 году немецкий скульптор и художник Гюнтер Юккер начал использовать гвозди в своём искусстве. Это было очень ново, эту идею оценили и зрители. Само использование гвоздей связано с войной. Юккер создал свою работу «Баррикада», с одной стороны, отсылая зрителя к уличным баррикадам, с другой стороны, отсылая к войне во Вьетнаме. Главной темой его работ была травма, переживание страшного прошлого.

Г. Юккер. Источник: kulturologia.ru

У писателя-сюрреалиста Конрада Клафека символом работ была печатная машинка – она ассоциировалась у Клафека со страшными приговорами, которые были напечатаны на ней. Ведь во время войны печатная машина играла, можно сказать, решающую роль в жизни каждого человека. Она появлялась у художника всегда с разными названиями: картины «Властитель», «Шеф», «Законодатель» и т.д. Клафек намеренно использовал ретро стилизацию.

По-новому на искусство взглянул Герхард Рихтер. Он попытался переосмыслить историю, донести до людей, что в войне нет победителя. В своей картине «Расстрел» Рихтер соединил, казалось бы, несоединимые вещи: современная реклама (улыбающаяся девушка, возможно рекламирует зубную пасту) и сцена расстрела. Однако, ничего нового Герхард Рихтер не изобрел: ещё до создания его произведения журнал «Штерн» уже публиковал похожие картинки. В своих работах художник лишь демонстрирует одинаковость пропаганды.

Г. Рихтер. Korn. 1982 г. Источник: wikiart.org

Не все работы художников были успешными. Например, работа Йозефа Бойса «Без названия. Эскиз памяти в Освенциме» была не особо воспринята зрителями.

Война никого не оставила равнодушным, даже в послевоенное время её тема продолжала быть актуальной и животрепещущей. Особенно «чувствительным» к военным ужасам оказалось искусство. Через свои картины художники пытались показать зрителю страх, боль, несправедливость и отчаяние людей. Художники сопротивлялись войне, они не хотели с этим мириться.

Автор: Бильдер Дана

Заглавное фото: «Война» (1965),  Конрад Клафек