Тема войны была и будет актуальна всегда. Особенно, если мы говорим о событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, которые люди помнят до сих пор. В основном, мы слышим рассказы очевидцев и участников войны со стороны СССР, нынешней России, но намного реже интересуемся повседневной жизнью Германии в послевоенное время.
19 января в Еврейском музее и центре толерантности прошла лекция, под названием «Неспособность скорбеть. Немецкое искусство после 1945 года и незажившие раны прошлого». В послевоенное время искусство стало средством переработки и преодоления травматического прошлого, вытесненного из общественного сознания. Работы 1940-х – 1980-х годов создавались на почве волнений и идей, которыми жили обычные люди. Профессор Кембриджского университета Александр Эткинд полагает, что немецкий опыт может быть очень полезен и для российского осмысления тоталитарного прошлого, не завершенного, по его мнению, по сей день.
Лекцию читал Данила Булатов – научный сотрудник и куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина, аспирант Государственного института искусствознания, специалист по искусству Германии второй половины 20-го века. Даниила Булатов проводил анализ каждой картины, представляемой зрителям, рассказывая как об истории создания конкретного произведения искусства, так и о предпосылках его написания.
Главной линией в западной и восточной Германии было абстрактное искусство как «акт сопротивления». В рамках возрождения модернизма появилась дистанция между политикой и жизнью. Художники вдохновлялись буддизмом, процветала модернистская абстракция. Картины связаны с попытками продемонстрировать послевоенную Германию. Травма, трагедия, горе – всё это было вдохновением для творцов.
Одним из выдающихся художников того времени стал Герхард Альтенбург, который написал картину «Умирающий воин». Сам Альтенбург немного воевал, но вернулся с войны почти мертвым. Именно в его картине появляется «историческое измерение». Его картина посвящена теме «павших».
Ещё одним известным художником был Йозеф Бойс, написавший картину «Заснеженный всадник». Художник завернул свечку в бинты. Эти пластические образы напоминают обрубок. Прослеживается тема сохранения, с темой трансформации материала, тема травмы и боли. Бойс сделал упор на тактильность картины, создав аллегорический образ.
В живописных зарисовках Рупрехта Гейгера прослеживается импрессия. Прекрасные, яркие пейзажи «смешались» с повседневной, рутинной жизнью: с трупами, с походом за картошкой и т.д. В своих работах художник выражал сопротивление смерти.
Картина Бернарда Шульце «Мир кратеров» основана на тактильности. Вкрапления тканевых элементов, штукатурки или гипса придают картине ещё более абстрактный вид. Именно тактильность является той «изюминкой», которая объединяет немецких художников с французскими. В 50-е годы в искусство приходит тенденция отрицания композиционной целостности, картина «Мир кратеров» Бернарда Шульце как раз отражает тот военный и экзистенциальный опыт.
Еще одним абстракционистом был Эмиль Шумахер, представитель информализма в живописи. Для художников его произведения искусств были символом хаоса. В своей работе «Тактильный объект» Эмиль Шумахер пытался активизировать у зрителя экзистенциальную тревогу, ассоциацию со смертью.
Абстрактное искусство – несостоятельное. Художники-абстракционисты пытаются отойти от политики, стараются показать жизнь, но потом понимают, что работают на государство. Несмотря на это, они пытаются абстрагироваться от прошлого, но оно их всё равно настигает.
В 1956 году немецкий скульптор и художник Гюнтер Юккер начал использовать гвозди в своём искусстве. Это было очень ново, эту идею оценили и зрители. Само использование гвоздей связано с войной. Юккер создал свою работу «Баррикада», с одной стороны, отсылая зрителя к уличным баррикадам, с другой стороны, отсылая к войне во Вьетнаме. Главной темой его работ была травма, переживание страшного прошлого.
У писателя-сюрреалиста Конрада Клафека символом работ была печатная машинка – она ассоциировалась у Клафека со страшными приговорами, которые были напечатаны на ней. Ведь во время войны печатная машина играла, можно сказать, решающую роль в жизни каждого человека. Она появлялась у художника всегда с разными названиями: картины «Властитель», «Шеф», «Законодатель» и т.д. Клафек намеренно использовал ретро стилизацию.
По-новому на искусство взглянул Герхард Рихтер. Он попытался переосмыслить историю, донести до людей, что в войне нет победителя. В своей картине «Расстрел» Рихтер соединил, казалось бы, несоединимые вещи: современная реклама (улыбающаяся девушка, возможно рекламирует зубную пасту) и сцена расстрела. Однако, ничего нового Герхард Рихтер не изобрел: ещё до создания его произведения журнал «Штерн» уже публиковал похожие картинки. В своих работах художник лишь демонстрирует одинаковость пропаганды.
Не все работы художников были успешными. Например, работа Йозефа Бойса «Без названия. Эскиз памяти в Освенциме» была не особо воспринята зрителями.
Война никого не оставила равнодушным, даже в послевоенное время её тема продолжала быть актуальной и животрепещущей. Особенно «чувствительным» к военным ужасам оказалось искусство. Через свои картины художники пытались показать зрителю страх, боль, несправедливость и отчаяние людей. Художники сопротивлялись войне, они не хотели с этим мириться.
Автор: Бильдер Дана
Заглавное фото: «Война» (1965), Конрад Клафек