Всеобщая Декларация ООН о защите прав человека была принята в 1948 году. Отдельно в документе говорится о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь, а человечество «обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет»[1]. В 1959 году была утверждена Декларация прав ребёнка, где закреплялись обязанности общества по отношению к детям, а уже в 1989 приняли Конвенцию о правах ребёнка, имеющую обязательную силу для государств-участников этого договора.

Нет сомнения в том, что большинство участников вышеназванной Конвенции имплементировали её нормы в национальное законодательство. Индия, будучи членом ООН, принимает активное участие в деятельности данной организации, поэтому не вызывает удивления тот факт, что страна подписала Конвенцию.  Получив независимость в 1947 году, Индия встала на демократический путь развития, что отражено в Конституции в виде запрета любых форм дискриминации и отдельного акцента на правах и свободах ребенка[2]. В том числе, стоит отметить появление организаций, как государственных, так и частных, которые следят за тем, чтобы дети имели доступ к начальному и среднему образованию, а также к медицинскому обслуживанию, не подвергались насилию и не принуждались к труду. Одной из основных организаций является Делийская Комиссия по защите прав детей. Подобные Комиссии также существуют в других индийских штатах. Но, несмотря на  прогрессивное развитие Индии, активное распространение антидискриминационных идей и благоприятное воздействие индуизма на  взаимоотношения людей, индийское общество продолжает сталкиваться с проблемой ущемления прав ребёнка.

Прежде чем начать говорить о нарушении прав детей, необходимо разобраться, к какому слою общества они принадлежат и почему данный фактор очень важен, когда речь идет об Индии. Как известно, одной из исторических особенностей индийского социального строя является кастовая система. Не вдаваясь в тонкости традиций и обычаев, можно кратко сформулировать основной его принцип: каждая каста обладает своими правами, распространяющимися и на детей. Чем выше каста, тем больше у её представителя как прав, так и обязанностей.

Конечно, принятие Конституции уравняло в правах всех жителей Индии, а неприкасаемые, которые до этого были абсолютно бесправным слоем населения, получили льготы в образовательной, медицинской и избирательной системах.[3] В категорию неприкасаемых входят представители автохтонов, которые не соответствовали уровню развития других народов, населяющих Индию, а также те, кто  выполнял наиболее презираемую и «нечистую» с точки зрения индуизма работу, например, кожевники, сборщики мусора и так далее. Им запрещалось посещать индусские храмы, приобщаться к культуре, а прикосновение к ним могло «осквернить» кастового индуса. Правда, в наши дни границы между кастами размываются, что особенно характерно для мегаполисов, а дискриминация по кастовому признаку запрещена Конституцией. Однако де-факто в обществе до сих пор существуют негласные правила поведения для представителей каждой касты, а жители деревни по сей день ведут такой же образ жизни, как было принято сотни лет тому назад.

Несмотря на то, что правительство Индии активно следит за соблюдением  прав человека, нельзя сказать, что результаты имеют позитивный характер. Положение ребёнка в индийском обществе крайне неоднозначно: если он родился в хорошей семье, принадлежащей к более высокой касте, среднему классу, или в среде, свободной от предрассудков, то, как правило, о нарушении его прав не может быть и речи. Детей в таких семьях очень любят и делают всё возможное, чтобы обеспечить им достойное будущее: предоставляют обучение в частных школах, вкладывают значительные средства в их развитие, следят за их здоровьем и всячески опекают. Но это никак не распространяется на детей, живущих в трущобах, бедных, консервативно настроенных семьях или в племенах, обычаи и традиции которых весьма далеки от современных норм. Очевидно, что ребёнок, выросший в такой среде,  не имеет детства. Мальчиков, в которых заведомо видят помощников и кормильцев, с ранних лет приучают к работе на благо семьи, а положение девочек и вовсе более неблагоприятно: неспособные к тяжелому физическому труду, они не приносят заработков, за что часто воспринимаются как обуза родителями и братьями, вынужденным содержать их и откладывать средства на приданое. Как показывает статистика, детская смертность среди девочек особенно велика, так как они  чаще страдают от недоедания – пища, по мнению родственников, больше необходима мальчикам, занимающимся физическим трудом. Согласно последним данным, на 100 мальчиков, умерших в возрасте от 0 до 5 лет, приходится 130 девочек[4].

Ситуация с образованием также довольно сложная. Несмотря на то, что правительством была введена бесплатная обязательная учебная программа для детей дошкольного и школьного возраста, небольшому числу ребят удается закончить школу. Во-первых, государственные образовательные учреждения, ориентированные на детей из бедных районов и обездоленных семей, имеют плохую инфраструктуру, неквалифицированных преподавателей и слабо организованный учебный процесс[5]. Во-вторых, многие школьники вынуждены работать, чтобы  прокормить семью. В-третьих, заслуживает упоминания отношение учителей к детям: зафиксировано огромное количество случаев, когда преподаватели били учеников, не появлялись на занятиях и безответственно относились к своим обязанностям, что не только препятствует стремлению к знаниям, но свидетельствует о нарушении прав детей. Например, тринадцатилетний школьник из штата Джамму и Кашмир повесился после того, как был избит своим преподавателем[6]. Применение телесного наказания учителя оправдывают как попытку контролировать дисциплину в классе, как правило, состоящем из 40–60 человек [7]. Принцип защиты ребёнка от «форм небрежного отношения и жестокости» не соблюдается во многих государственных индийских школах[8].

Это не единственный пример нарушения прав ребенка в Индии. По сей день в деревнях заключаются ранние браки между детьми 11–14 лет; девочек этого возраста нередко выдают замуж за взрослых мужчин. Несмотря на то, что еще в первой половине ХХ столетия Махатма Ганди, яркий представитель борьбы за права человека, активно выступал против детских браков, эта проблема до сих пор не разрешена. В общей сложности по количеству девочек, выданных замуж до пятнадцати лет, Индия уступает лишь государствам южноазиатского региона и Африки южнее Сахары. По данным ЮНИСЕФ их число составляет 18% среди опрошенных женщин 20–24 лет[9]. И 47% опрошенных вступили в брачные отношения до 18 лет[10].

Разумеется, за последний век количество ранних браков заметно снизилось, но в наиболее отсталых штатах, как, например, в Аруначал Прадеш, цифра до сих пор достаточно высока. Согласно исследованию Комиссии по правам ребёнка в этом штате, только за последние три года было зафиксировано 49 случаев; причем здесь учтены только те их них, о которых было официально заявлено в Комиссию – а существуют еще и те, о которых органы по защите прав детей не знают[11]. Высокие показатели имеют также штаты Раджастхан, Уттар Прадеш, Бихар, которые также принадлежат к территориям с наибольшим числом бедных людей[12].

Ранние браки в Индии – феномен, характерный для племён, а также для необразованных и бедных групп населения, где девочку пытаются выдать замуж как можно быстрее, чтобы избавить семью от затрат на её содержание. Конечно, эта тенденция постепенно идет на спад, однако нельзя с уверенностью сказать, что правительство и негосударственные организации, защищающие права детей, смогут решить эту проблему в ближайшие десятилетия. Как уже было сказано, она неразрывно связана с такими вызовами для индийского общества, как бедность и безграмотность.

Отдельное внимание стоит уделить использованию детского труда в Индии. Согласно данным 2014 года, число работающих детей в Индии составляет примерно 5%, что равняется 45 миллионам (в некоторых источниках говорится о 60 миллионах)[13] . После подписания Конвенции о правах ребёнка, борьба с использованием детского труда является одной из основных внутриполитических целей Индии. Однако новая политика находит небольшой отклик в тех социальных группах, которые в силу своего финансового положения или приверженности традициям не видят в использовании детского труда ничего неприемлемого. Дети в Индии работают во всех сферах экономической деятельности; первое место по использованию детского труда  занимает сельское хозяйство – около 69% всего числа работающих детей. Далее около 17% заняты в фабричном производстве и 13% в сфере услуг[14].

Немаловажным является то, что Конституция Индии запрещает найм на работу детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, на предприятия, связанные с тяжелым машиностроением и добычей руды. Однако в реальности детский труд всё равно  используется, и не далее как в 2011 году Национальная комиссия по защите прав ребёнка подала заявление в полицию против владельца шахты, где по найму работало около девяти детей[15]. И это лишь один пример из многочисленных случаев привлечения детей к тяжелой и вредной для здоровья работе.

Кроме того, в городской среде растет тенденция найма детей в домах в качестве слуг, а также в ресторанах и в кафе как помощников. Такого рода «слуги» являются частым явлением в домах представителей среднего и высшего класса в Индии, так как многие из них считают, что в их домах для детей бедняков создаются лучшие условия, чем где-либо ещё. Разумеется, не обходится и без случаев проявления психологического, физического насилия над детьми-слугами, но они достаточно редки.

Как уже было сказано ранее, в трудовую деятельность вовлечены в основном дети из семей из низших каст, зарегистрированных племен или же просто нищих, для которых физический труд – единственный способ добыть средства на пропитание. То есть в данном случае использование детского труда также является следствием проблемы бедности.

В последние годы Индия вышла на лидирующие позиции по многим экономическим и политическим показателям, и сейчас страну можно назвать одной из ключевых игроков на мировой арене. Для сохранения и повышения своего статуса в глазах мирового сообщества индийскому правительству необходимо урегулировать множество  внутренних проблем, среди которых важное положение занимает защита прав детей. Однако, как мы видим, ввиду многовековых традиций, культурных особенностей развития государства, фактора бедности и довольно неэффективной политики в этой области, маловероятно, что удастся искоренить вышеописанную проблему в ближайшее время.

Автор: Роника Чопра

Инфографика: Анастасия Касиева

Фото: http://www.wikimedia.org

[1] Конвенция о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

[2] Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.

[3] Там же.

[4] “India shamed by high child mortality rate”, Chetan Chauhan, Hindustan Times, New Delhi. Updated: Sep 22, 2013. URL:  http://www.hindustantimes.com/newdelhi/india-shamed-by-high-child-mortality-rate/article1-1125294.aspx.

[5] Tsujita Y., Background Paper prepared for the Education for All Global Monitoring Report 2010. Deprivation of Education: A Study of Slum Children in Delhi, India. April 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001865/186592e.pdf.

[6] “Corporal punishment is illegal, but thrives in Indian classrooms”, RT Question More. Updated: July 19, 2010. URL: http://rt.com/news/india-corporal-punishment-school/.

[7] Там же.

[8] Декларация прав ребенка, принята резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 годаURL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml.

[9] “Child marriages around the world. India”, Girls not brides.  URL:http://www.girlsnotbrides.org/child-marriage/india/.

[10] Там же.

[11] “35 Million Children in India Need care and Protection: Child Rights Group care”, All India, Press Trust Of India. Updated: May 22, 2015. URL:  http://www.ndtv.com/india-news/35-million-children-in-india-need-care-and-protection-child-rights-group-head-765305.

[12]Childline India Foundation. Child Protection and Child Rights: Issue of Child Marriages. Updated: April 2015. URL:  http://www.childlineindia.org.in/child-marriage-india.htm.

[13]Dario Berrebi. “Child Labour in India: A poverty of schools?”. Updated: Jan, 2013. URL: http://www.poverties.org/child-labor-in-india.html.

[14] Bureau of International labor affairs. India. 2013 Findings on the Worst Forms of Child Labor. URL:  http://www.dol.gov/ilab/reports/child-labor/india.htm.

[15]Глобальное исследование независимых учреждения по защите прав детей «Защита и поддержка прав детей». Краткий доклад ЮНИСЕФ, 2012. URL: http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/championing2_ru.pdf.