Итак, уже в воскресенье (18.09.2016) состоялись очередные выборы в Государственную думу, а значит, самое время вспомнить о таком институте гражданского общества, как общественные наблюдатели, чья основная задача – это осуществление общественного контроля за подготовкой и проведением выборов. Наблюдателей вправе назначать каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, и каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу1. Необходимость такого контроля обусловлена участившимися случаями нарушения законодательства о выборах как со стороны членов избирательных комиссий, так и со стороны простых граждан. Следовательно, во избежание фальсификации результатов голосования или даже признания выборов недействительными каждому общественному наблюдателю следует добросовестно выполнять свои функции, закреплённые федеральными законами. Поэтому в данной статье мы предпримем попытку рассказать, чем же занимается общественный наблюдатель и о чём ему стоит помнить в единый день голосования.

1474224430

В первую очередь, стоит отметить изменение порядка удаления общественного наблюдателя из помещения для голосования. Важно помнить, что единственным основанием для этого является нарушение общественным наблюдателем законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Однако если ранее решение об удалении принималось участковой или вышестоящей комиссией2, то с 2016 г. факт нарушения устанавливается в судебном порядке, а правоохранительные органы обеспечивают исполнение судебного решения3. Также наблюдателю следует не забывать брать с собой на участок специальное направление, полученное от партии или кандидата, которое является единственным официальным документом, подтверждающим полномочия наблюдателя при предъявлении им паспорта или документа, заменяющего паспорт.

«Если ранее решение об удалении принималось участковой или вышестоящей комиссией2, то с 2016 г. факт нарушения устанавливается в судебном порядке, а правоохранительные органы обеспечивают исполнение судебного решения»

Пожалуй, самыми важными элементами правового статуса общественного наблюдателя являются его права и обязанности. Как следует, например, из Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4 общественный наблюдатель вправе:

  1. Знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, с находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, а также реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования.

  2. Находиться в помещении для голосования в день голосования, а также в дни досрочного голосования с момента начала работы избирательной комиссии и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчёте голосов.

  3. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней.

  4. Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.

  5. Наблюдать за подсчётом числа избирателей, избирательных бюллетеней, погашенных избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений.

  6. Наблюдать за подсчётом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть отметки избирателей в бюллетенях.

  7. Визуально знакомиться при подсчёте голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов.

  8. Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему.

  9. Знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.

  10. Обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

  11. Присутствовать при повторном подсчёте голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии.

  12. Осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъёмку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

В то же время общественный наблюдатель не имеет права:

  1. Выдавать избирателям избирательные бюллетени.

  2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.

  3. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.

  4. Совершать действия, нарушающие тайну голосования

  5. Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.

  6. Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.

  7. Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.

  8. Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

    «Наблюдателю следует не забывать брать с собой на участок специальное направление, полученное от партии или кандидата, которое является единственным официальным документом, подтверждающим полномочия наблюдателя при предъявлении им паспорта или документа, заменяющего паспорт»

Призываем общественных наблюдателей помнить о своих правах и отстаивать их при необходимости, при этом не пренебрегая обязанностями. От действий (или бездействий) общественных наблюдателей во многом зависит политическая судьба страны.

Автор: Михаил Ратушный

Источник фото: nevkrai.ru, sputnikipogrom.com

1 Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ // Российская газета. 2014 г. № 45. с изм. и допол. в ред. от 05.04.2016 г.

2 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Российская газета. 2002 г. № 106. с изм. и допол. в ред. от 21.07.2005 г.

3 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Российская газета. 2002 г. № 106. с изм. и допол. в ред. от 05.04.2016 г.

4 Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ // Российская газета. 2014 г. № 45. с изм. и допол. в ред. от 05.04.2016 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.