Принцип большинства 

Мажоритарная система предполагает голосование за конкретных кандидатов. В этом и состоит её преимущество – личная ответственность баллотирующихся обязывает их в дальнейшем выполнять предвыборные обещания для того, чтобы не потерять электорат. Кроме того, избиратели делают выбор, основываясь на личных качествах кандидатов, а не на характеристике партии в целом, как при пропорциональной системе. Другой плюс – реальная возможность малых партий и кандидатов, выдвигающихся самостоятельно, побеждать на выборах.

Отличительная черта мажоритарной системы – использование принципа большинства. Большинство может быть как абсолютным, так и относительным[1].Принцип относительного большинства, используемый англосаксонским правом, предполагает, что для победы на выборах достаточно получить большее количество голосов, чем у остальных кандидатов. В свою очередь, принцип абсолютного большинства означает, что одержавший победу кандидат должен заручиться поддержкой не менее чем 50%+1 избирателей[2].Мажоритарная система абсолютного большинства на данный момент используется в России на выборах Президентах[3].Что касается выборов в парламент (в случае РФ это выборы в нижнюю палату – Государственную Думу Федерального Собрания) то здесь с 2003 г. применялась пропорциональная система, и к распределению депутатских мандатов допускались кандидаты, которые набрали 5и более процентов голосов избирателей[4]. Пропорциональная система предполагает голосование за списки кандидатов, и партия получает в парламенте такое число депутатских мандатов, которое пропорционально числу отданных голосов[5].

Опыт РФ

Однако, в 2014 г. был принят законопроект, согласно которому избрание депутатов Государственной Думы, и в 2016 г. в том числе, будет проводиться в условиях системы смешанного типа – такой опыт практиковался в 1993-2003 гг. Использование смешанной модели выборов направлено на оптимизированное использование преимуществ мажоритарной и пропорциональной систем. Смешанная система может рассматриваться этапом на пути постепенного перехода к мажоритарным выборам по англосаксонской модели.

Перспективы 

Если рассмотреть ситуацию, при которой ныне существующая смешанная система будет заменена англосаксонской моделью, то есть мажоритарной системой относительного большинства, то это повлечёт за собой серьёзные изменения. Согласно закону Девюрже, использование мажоритарных выборов неизбежно приведёт к двухпартийной системе[6].Чтобы оценить условия для данного феномена в России, необходимо обратиться к статистическим данным. По состоянию на сентябрь 2015 г. 43% опрошенных готовы были проголосовать на ближайших выборах за Единую Россию, и 11% — за Коммунистическую партию[7]. При рассмотрении результатов выборов 2011 года можно увидеть, что тогда 49% избирателей отдали свои голоса за Единую Россию, а 19% — за Коммунистическую партию[8].Таким образом, на данный момент между двумя партиями-лидерами существует достаточно большой разрыв. Существует, однако, иная перспектива – разделение Единой России на два крыла: либеральное и консервативное. При этом для складывания двухпартийной системы остальные существующие фракции должны присоединиться к одному из вышедших из Единой России образований. Такой сценарий представляется возможным при длительном процессе сближении программ партий. Однако основывающийся на опыте США закон Девюрже может не работать и в англосаксонской модели. К примеру, хотя Великобритании и Канаде присущ двухпартийный характер (большинство в каждом парламенте делят между собой две партии: консервативная и либеральная), в законодательных органах обеих стран представлены несколько фракций[9].

Стоит отметить, что при мажоритарной системе также может существовать и коалиционное правительство. Оно создаётся для получения большего числа голосов в парламенте. Эта система позволяет малым партиям продолжать борьбу даже при существовании достаточно крупной фракции, пользующейся большой поддержкой избирателей. Такая практика могла бы осуществляться и в РФ, так как сейчас минимальный «порог», которая должна преодолеть партия, чтобы быть зарегистрированной – членство 500 человек[10]. То есть, у партий была бы возможность объединяться в альянсы для достижения абсолютного большинства при принятии законов.

Проанализировав перспективы изменения выборов в парламент и его структуры, необходимо обратиться и к выборам президента РФ. В англосаксонских странах, таких как Великобритания, Австралия и Канада, поста президента нет. Исключение – США, где выборы президента непрямые, осуществляются коллегией выборщиков[11].Таким образом, введение принципа относительного большинства на выборах президента страны в рамках англосаксонской модели могло бы стать экспериментом.

В заключение стоит отметить, что на данный момент вероятность введения мажоритарных выборов по англосаксонской модели мала. Кроме того, в Великобритании, США, Австралии и Канаде не встаёт вопрос о выборах президента при использовании мажоритарной системы относительного большинства. Эта тема особенно важна, т.к. относительное большинство означает, что даже если кандидат на пост президента выигрывает выборы на основе данного принципа, то голоса, отданные за других претендентов, то есть, против одержавшего победу, могут составлять в сумме гораздо большее значение, чем то, которое получил выбранный президент. В целом, возможность введения в России англосаксонской модели мажоритарных выборов существует, однако, в перспективе, возможно, довольно далёкой.

Автор:Алена Акимова
Источник фото:acher.ru

[1] — Заляев Р. И. Избирательные системы и их возможности в реализации демократического принципа политического представительства. К., 2005. С. 99.

[2] – Там же, с. 102.

[3] — Ст. 76.3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О выборах Президента Российской Федерации». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/79ca6635046f29e9531b8a59c1348fb66e438cff/.

[4] — Ст. 82.8. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53536/f3b0c6f7bca16ce7b6d31ec7bc635e67b575e883/.

[5] — Заляев Р. И. Указ. соч. С. 105.

[6] – Clark W.R. Golder M. Rehabilitating Duverger’s Theory. Comparative Political Studies.V.39 N.6. August 2006. P. 681.

[7] — Возможные результаты парламентских выборов. URL: //http://www.levada.ru/2015/10/07/vozmozhnye-rezultaty-parlamentskih-vyborov-2/.

[8] — Данные Протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. URL: // http://cikrf.ru/banners/duma_2011/itogi/result.html.

[9] — Исаев Б.А. Развитие партийной системы Великобритании. URL: // http://www.politex.info/content/view/517/30/; Канада / Особенности партийной системы. URL: // http://www.hyno.ru/tom3/577.html.

[10] — Закон об упрощении регистрации и деятельности политических партий подписан президентом. URL: //  http://www.garant.ru/news/389938/#ixzz3zKk7mArt.

[11] — Избирательная система в США. URL: // http://www.vesti.ru/doc.html?id=951363.