Автор

Алёна Геращенко

[:ru]

С 12 по 14 сентября 2016 г. в стенах НИТУ «МИСиС» прошла крупнейшая международная конференция по новым образовательным технологиям, организованная при поддержке MOOC-платформы edX и Министерства образования и науки Российской Федерации. Форум, получивший название EdCrunch, объединил ведущих специалистов в сфере педагогической и инновационной деятельности из 40 стран и из всех регионов России.

Тема смешанного обучения красной нитью прошла через мастер-классы, доклады, дискуссии и презентации мероприятия. «Blended learning» – это, как отмечает А.С. Фомина и ряд других экспертов, «сочетание сетевого обучения с очным, интеграция традиционных форм с электронными технологиями»[1].

Сегодня электронное обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса на всех уровнях: в дошкольных учреждениях, школах, вузах, институтах корпоративного и профессионального образования. Каждому из уровней на конференции соответствовала определённая площадка, где педагоги, разработчики электронных платформ и менеджеры образовательных процессов могли поделиться результатами своих исследований и мыслями относительно происходящих сегодня в системе образования изменениях с коллегами.

Участники конференции решили не ограничиваться общением на тему смешанного обучения, но также поговорили о нарастающей потребности в непрерывном образовании или, так называемом, «lifelong education». Для последнего была выделена специальная площадка, где обсуждались вопросы образования в музейном пространстве, социальное предпринимательство в обучении, новые форматы просвещения, необходимые для XXI века компетенции и профессии будущего.

В рамках форума было проведено вручение премий победителям Конкурса инноваций в образовании (КИВО), Конкурса массовых открытых курсов и образовательного хакатона НИТУ «МИСиС» и было объявлено о запуске всероссийской онлайн-олимпиады для школьников «Юный предприниматель». Стоит отметить, что лучшим, по мнению членов жюри КИВО, в этом году стал социальный проект «Язык поколений», разработанный студентами и выпускниками НИУ ВШЭ. Он направлен на установление коммуникации между пожилыми людьми России, которым не достаёт общения, и иностранными студентами, мечтающими выучить сложный русский язык.

Вводный день конференции (12 сентября) начался с выступления Дерека Брина, руководителя группы педагогического дизайна лаборатории Массачусетского технологического института (MIT), аниматора, автора учебных пособий, и Стюарта Хеллера, имеющего степень бакалавра в математике, степень магистра в сфере операционных исследований, степень доктора в психологии и являющегося разработчиком особого метода в психологии, базирующимся на концепции «я-команда».

«Для верного развития образовательных технологий необходимо учитывать и психологические аспекты: жесты, позы, движения, смены настроения, способы преодоления стресса. Именно структурный, комплексный подход к изучению человеческой психологии становится фундаментом для инноваций в образовательной среде.»

Основной посыл речи Дерека Брина заключался в том, что язык программирования — это язык будущего. Грамотность в среде инновационных технологий — это грамотность XXI века. На примере образовательной практики, реализуемой посредством обучения школьников языку Scratch, спикер показал, как важно развивать в ребёнке способность самому конструировать своё окружение, мыслить по-современному, развивать «human sense of design». Язык программирования Scratch прост в изучении, так как позволяет создавать проекты (вроде политических опросов, учебников по тригонометрии и классических игр) из блоков, блок-схем. Он визуален. Стюарт Хеллер разделил позицию содокладчика о важности визуальных элементов. «Не нужно учить ребёнка толковать язык. Нужно помочь ему через этот язык установить связь между собой и внешним миром», –  отметил психолог. Он также подчеркнул, что для верного развития образовательных технологий необходимо учитывать и психологические аспекты: жесты, позы, движения, смены настроения, способы преодоления стресса. Именно структурный, комплексный подход к изучению человеческой психологии становится фундаментом для инноваций в образовательной среде. В ходе дискуссии оба спикера пришли к выводу, что в человеке есть множество скрытых ресурсов, и для того, чтобы деятельность человека была креативна, их нужно умело раскрывать.

На площадках конференции неоднократно повторялось, что старый тип образования (классический) воспитывает лояльно-подданных людей, но он отбрасывает их от радикально нового мира, не давая возможности конкурировать. Поэтому с самых малых лет человека нужно учить мышлению, способности думать. Навыки и компетенции ему следует обновлять на протяжении всей жизни: и в школе, и в университете, и на работе, и в городской среде. При этом, по словам Джейми Касапа, ИТ-евангелиста образования Google, приобретение компетенций должно осуществляться посредством информационных технологий. Современный мир требует появления не простых лидеров, но «цифровых лидеров», знающих, как искать информацию и как извлекать из неё выгоду.

Второй день форума запомнился многим участникам панельной дискуссией на актуальную сегодня тему «Переосмысление и переформатирование высшего образования. Трансформация вуза». Беседа состоялась между И.Фруминым, научным руководителем института образования НИУ ВШЭ, А. Соболевым, директором Департамента Министерства образования и науки РФ, А. Агарвалом, президентом edX, С. Нельсоном, генеральным директором FutureLearn, Е. Кузнецовым, и.о. генерального директора РВК, и М. Русецкой, ректором Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Модератор беседы И.Фрумин начал беседу с того, что отметил тенденцию вузов по укрупнению и развитию у них «сборной» функции. Вузу в классическом понимании приходят на смену своеобразные метаконструкции. Однако оправдывает ли себя подобное расширение высших образовательных учреждений? Как оно может отразиться на взаимосвязях между ведущими мировыми университетами? Будут ли они признавать действенность программ двойных дипломов других вузов? Ответить на эти вопросы согласился А. Соболев.

«Образование становится личностно-ориентированным: учебные офисы оказывают помощь студентам в составлении индивидуальных учебных планов. Однако это не значит, что набор предметов пущен на аутсорсинг.»

По его словам, экономические и научные связи будут укрепляться в первую очередь между топовыми учебными заведениями. Ответственность за образовательную программу лежит на университете, его рейтинг и признание другими вузами зависит от политики, которую он реализует, и степени его вовлечённости в осуществление инновационных проектов. В свою очередь конкурентоспособность вуза напрямую зависит от партнёрства. Директор Департамента Министерства образования и науки РФ подчеркнул, что сегодня знания приобретаются студентами по принципу Парето: 80% необходимых навыков и компетенций человек получает в вузе, а еще 20% он может «добрать» в другом высшем учебном заведении, на практике, онлайн-курсах. Образование становится личностно-ориентированным: учебные офисы оказывают помощь студентам в составлении индивидуальных учебных планов. Однако это не значит, что набор предметов пущен на аутсорсинг. Список дисциплин, преподаваемых в университете, также зависит от избранной им политики.

М. Русецкая, напротив, высказалась в защиту классического высшего образования. Она выразила сомнение в необходимости превращать университет в «сборку» разнообразных программ: «Каждый ли человек захочет стать мешком медиаосколков подобно современному учебному заведению?» По мнению ректора, качественный университет должен обладать специфичными характеристиками, особенностями, которые обеспечивали бы ему «нишевость». Модератор дискуссии И. Фрумин разделил позицию спикера, добавив, что вуз как являлся, так и является частью человеческой идентичности и высказал опасения в том, что разрушение классического высшего образования может повлечь за собой утрату человеком некоторых непреходящих ценностей и жизненных ориентиров.

С. Нельсон не выразил беспокойства по этому поводу, но как один из основателей стартапа FutureLearn подчеркнул, что в обществе назрела необходимость в создании новых образовательных платформ. Следует размыть границы между классическим университетом и инновационными обучающими площадками. Университетская система развивается медленнее мира технологий, поэтому электронные образовательные ресурсы, существующие отдельно от вузов, могут больше преуспеть на рынке образовательных услуг, хотя бы потому, что они идут в ногу со временем. Университеты в свою очередь могут активно сотрудничать с подобными платформами.

«Университетская система развивается медленнее мира технологий, поэтому электронные образовательные ресурсы, существующие отдельно от вузов, могут больше преуспеть на рынке образовательных услуг, хотя бы потому, что они идут в ногу со временем»

Напоследок  А. Агарвал, президент edX, посоветовал начинающим предпринимателям в сфере образовательных технологий инвестировать время и деньги в развитие таких платформ, которые бы могли эффективно осуществлять перезачёт «кредитов», сравнивая учебные программы всех вузов мира.

Последний день конференции также привлёк немало гостей на увлекательные воркшопы, беседы и презентации. Участники форума с нетерпением ждали выступления основателя Wikipedia Джимми Уэйлса, обсуждали платформу LMS (Learning Management System), разработанную в НИУ ВШЭ, обменивались идеями по поводу авторских прав и прав на интеллектуальную собственность в онлайн-обучении с Романом Янковским, партнёром «Зарцын, Янковский и партнёры».

Форум EdCrunch поистине стал грандиозным мероприятием для мира образования и инновационных технологий, которое стало площадкой для обмена мнениями  о перспективах развития образовательной сферы в современных условиях.

Автор: Алёна Геращенко

Фото: Лена Дмитриева

[1]    Фомина А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития, №21, 2014. — С.272-280

[:]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.