Среди многих людей укоренилось мнение о том, что массовое отечественное кино дало сбой, и ничего хорошего в кинотеатрах от российского производителя ждать не приходится. Опровергают это мнение редкие представители вроде Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова. К этим исключениям присоединяется и Алексей Мизгирёв со своим новым фильмом «Дуэлянт», который выходит в широкий прокат 29 сентября.

Сюжет основан на правиле дуэльного кодекса – есть возможность замены одного из противников третьим лицом. Именно этим занимается главный герой, отставной капитан Яковлев (Пётр Фёдоров), приехавший в Петербург – он подменяет людей на дуэлях, рискуя жизнью и, как это часто бывает, жаждет отмщения. Во время его недолгого пребывания в городе от его руки погибают 5 человек – все они бретёры и товарищи графа Беклемишева (Владимир Машков), который оказывается замешан не только в этих событиях, но и в прошлом Яковлева. Попутно мы знакомимся с семьёй Тучковых: князем (Павел Табаков) и его сестрой Марфой (Юлия Хлынина), с одноруким дворянином (Сергей Гармаш), немецким бароном (Мартин Вуттке) и с ещё одним персонажем – Великой Княгиней (Франциска Петри).

Мизгирёва уже успели сравнить с Кристофером Ноланом, Альфонсо Куароном, Гильермо дель Торо и другими режиссёрами, которые перешли от фестивального авторского кино к зрительским фильмам. И, действительно, «Дуэлянт» – это лента, которая обязательно найдёт своего почитателя, ведь в ней сочетаются приключенческий жанр, триллер, мелодрама, мистика. Большая часть действия развивается в Петербурге середины XIX века, вызывающем определённые литературные ассоциации, к которым Мизгирёв, по его словам, не стремился. Можно провести параллели с «Отверженными» и «Большими надеждами», вероятно, вдохновлявшими создателей своей мрачной цветовой палитрой города. Виды Алеутских островов навевают воспоминания о «Выжившем» Алехандро Иньяритту. Не обходится тут и без саспенса, который вызывает музыка композитора Игоря Вдовина или, наоборот, её отсутствие, наводящее страх.

Бюджет в начале съёмочного процесса составлял 2,5 млн. рублей. К концу эта цифра превратилась в 725 миллионов. Это неудивительно – «Дуэлянт» стал третьим российским фильмом в формате IMAX. Кроме этого, в каждом кадре можно заметить множество предметов интерьера и утвари тех времён: от пистолетов до стульев, и все они подлинные, большинство которых было куплено в Европе.

«И всё же, несмотря на то, что фильм имеет все шансы стать блокбастером, это не попкорн-муви, а серьёзное, местами жёсткое кино»

«Дуэлянт» заметно выигрывает на фоне остальных отечественных фильмов российского широкого проката. Причём не только российского, но и зарубежного – его мировая премьера состоялась на фестивале в Торонто, а права на фильм принадлежат компании Columbia Pictures, которая займётся его дистрибуцией в других странах. Одной из главных причин потенциального успеха является оригинальный сценарий, посвящённый теме, которая близка каждому человеку – защите собственной чести и достоинства. И всё же, несмотря на то, что фильм имеет все шансы стать блокбастером, это не попкорн-муви, а серьёзное, местами жёсткое кино.

То, что отличает фильм Мизгирёва от «Левиафана» Звягинцева (к слову, оба фильма продюсировал Александр Роднянский), от «Дурака» Юрия Быкова и многих других фильмов, которые заставляют нас верить в российское кино – это надежда. Надежда на лучшее, хорошее, доброе – на то, чего многим так не хватает.

Автор: Дарья Воробьева

Источник фото: WDSSPR Sony