Человек XXI века: уверенный в себе, разносторонний, успешный, готовый успеть все за 24 часа. Пока кто-то проводит дни в погоне за продвижением по карьерной лестнице, другие предпочитают более расслабленный стиль жизни. Общество требует движения, мобильности. Остановившись на минуту на месте, человек выбивается из общего потока, начинает ощущать себя вне коллектива. Бешеный ритм жизни, проблемы на работе, каждодневное множество непрекращающихся задач — все это заставляет жителей крупных городов задуматься о дауншифтинге.

Определение термина

Дауншифтерами называют людей, готовых отказаться от общепринятых благ ради гармоничной жизни в собственное удовольствие. Суть дауншифтинга в прекращении погони за социально принятыми показателями уровня жизни. Индивид приходит к выводу о том, что благосостояние не делает его счастливым, и кардинально меняет свой стиль жизни и род занятий.

Дауншифтинг подразумевает под собой свободу – свободу выбора, свободу от социальных рамок, ярлыков. Даушифтинг – это отсутствие стереотипов и общественных «надо», возможность направить свою жизнь по индивидуальному вектору.

Подход

Дауншифтеры четко осознают, что их стремления были продуктом общественного мнения. Вследствие перехода к новому образу жизни происходит полный или частичный отказ от ценностей и установок, присущих большинству. Дауншифтинг можно отнести к типу девиантного поведения и аномии. Индивиды, противопоставляя себя обществу, бунтуют. Они не устраивают митингов и шествий, но своим поведением демонстрируют приверженность новой концепции существования в мире.

«Суть дауншифтинга в прекращении погони за социально принятыми показателями уровня жизни»

Американский социолог Роберт Мертон отнес бы дауншифтера к аномичному человеку, то есть к тому, кто ответственен за свои поступки только перед собой и не намерен мириться с требованиями общества.[1]  Согласно такой трактовке, дауншифтер — это человек, реагирующий на состояние аномии (то есть, отсутствия в обществе системы четко обозначенных норм и культурных ценностей) в окружающем мире, а дауншифтинг является нормальным социальным явлением. Мертон уделяет внимание анализу американской культуры со свойственным ей стремлением к успеху. Этот пример сегодня может быть распространен практически на все развитые страны: городские жители аналогично грезят об обогащении и состоятельности, считая материальный фактор главным показателем уровня успешности.  Безусловно, по этой причине дауншифтинг мало распространен, хотя со временем он приобретает все больше сторонников.

Дауншифтинг в истории

Существует заблуждение, что дауншифтинг зародился лишь недавно, однако это стереотип. Император Диоклетиан, установивший свое полноправное правление в Риме и положивший начало неограниченной власти монарха, провел последние 8 лет жизни  на родине в Иллирии в полном уединении, не принимая никакого участия в управлении империей. Власть имеет свои недостатки. Диоклетиан, глава Римского государства, предпочел выращивать капусту, это сделало его более счастливым нежели сосредоточение всех государственных полномочий в своих руках.

К числу известных дауншифтеров можно смело отнести Льва Николаевича Толстого. Классик XX века отнюдь не всю свою жизнь посвятил работе над ставшими бессмертными произведениями. Он писал:

«Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».[2]

Толстого мучили вопросы о смысле жизни, предназначении, работа перестала приносить счастье писателю. Лев Николаевич обрел себя в спокойной умиротворенной жизни, природа наполнила его силой и гармонией.[3] Привычный для писателя роскошный стиль жизни с великолепными приемами и балами заменил физический труд.

«Существует заблуждение, что дауншифтинг зародился лишь недавно, однако это стереотип»

Всем известный Джером Сэлинджер оставил публичную деятельность писателя ради творчества для себя. С 1965 года автор романа «Над пропастью во ржи» перестал публиковать произведения, найдя спокойствие в особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, где он прожил до самой смерти в 2010 году.[4]

Всех этих людей, живших в разное время и занимавшихся различными видами деятельности, объединяет то, что в какой-то момент каждый из них остановился. Остановился и оглянулся на свою жизнь, задавшись вопросами: какую цель он преследует? К чему движется? Доставляет ли ему радость то, что он делает? Бесспорно, каждый человек хочет быть счастливым, проблема лишь в том, что счастье слишком индивидуально. Поняв, что работа не доставляет внутреннего удовлетворения, люди бросают все, бросают резко, как бы зачеркивая то, что было «до» и с энтузиазмом принимаются за нечто совершенно новое.

Причины и предпосылки

Дауншифтинг – это сосредоточение на себе, на саморазвитии личности и получение удовлетворения от собственной жизни, возможности заниматься любимым занятием. Для того, чтобы быть дауншифтером, не обязательно отказываться от материальных благ, достаточно лишь иметь смелость выступить против общепринятых ценностей.  Стоит различать тягу к аскетизму и тихой жизни и дауншифтинг: далеко не каждый человек, стремящийся вырваться из города, делает это из противоречия городской жизни его «Я», из желания противостоять навязанности повседневности. Стоит в очередной раз подчеркнуть, что дауншифтинг не сводится к отказу от престижной работы и социального статуса, он, как правило, выражен в ценностном отклонении от общепринятого. Например, Светлана и Артем, супруги, живущие в Москве и имеющие средний уровень дохода, в один момент решились на перемены в жизни. Пара вела абсолютно привычную и знакомую многим жизнь: кредиты на машину и квартиру, часы в столичных пробках, толпы незнакомцев в метро. Их пугали отсутствие перспектив, стабильность и даже «замороженность» жизни. «В итоге мы приняли решение уехать из России на другой конец мира — в Новую Зеландию. Уладили все формальности, продали квартиру и все свое имущество и улетели с двумя чемоданами налегке», — говорит Светлана. Сегодня у супругов по-прежнему нет огромного состояния, их доход не изменился значительно, однако, они счастливы. Светлана занимается огородом и ведет хозяйство, Артем привлекает туристов в Новую Зеландию и предоставляет им свои услуги. Главное в этой истории то, что жизнь супругов изменилась к лучшему, перемены пошли им обоим на пользу и подарили то, что нельзя сравнить ни с какими материальными благами, — внутреннюю умиротворенность и гармонию. Светлана рассказывает: «Нашу сегодняшнюю жизнь даже близко нельзя сравнить с прежней: мы жили в аду, а теперь попали в рай. Мы живем на воле, мы никому и ничего не должны».

«Стоит различать тягу к аскетизму и тихой жизни и дауншифтинг: далеко не каждый человек, стремящийся вырваться из города, делает это из противоречия городской жизни его «Я», из желания противостоять навязанности повседневности»

Городской ритм жизни не всегда позволяет людям успевать быть счастливыми, даже задумываться о том, приносит ли им счастье все то, что они ежедневно делают. Порой не хватает времени даже на то, чтобы  осознать, чем действительно хотелось бы заниматься. Резкие перемены места жительства, даже не столь экстремальные, могут помочь человеку разобраться, определиться с собственными целями и мотивацией.

Выбирая новый для него стиль жизни, человек должен быть психологически подготовленным к возможным трудностям, особенно поначалу. Конечно, риски существуют, они даже очень вероятны, но все зависит от отношения человека к этим рискам. Главное – понимание, что не стоит бояться нового.

Люди решаются отказаться от престижных должностей и карьерного роста ради иной жизни в силу ряда причин. Современная трудовая деятельность предполагает ежедневные стрессовые ситуации, множество коммуникаций с людьми, которые далеко не всегда приносят положительные эмоции. Банковские служащие, президенты крупных корпораций, экономисты, политики – все они подвержены психологическому давлению на работе.

Гонка за прибылью с одной стороны и спокойствием и душевной гармонией с другой, может закончиться неожиданно победой гармонии.

Дауншифтинг может показаться перспективным выходом для городского жителя, потерявшего работу и оказавшегося в стрессовых условиях временных трудностей. Потерявшего работу человека может прельстить возможность самореализации в другой сфере, а не стабилизация успеха на прежнем рабочем месте.  Поэтому причины этого явления могут быть совершенно разные: для кого-то дауншифтинг – способ скрыться от себя прежнего, а для кого-то – путь к новой жизни и саморазвитию.

Мотивация дауншифтеров далеко не банальна. Но всегда  в любом обществе найдутся люди, живущие скучной рутинной жизнью, не приносящей счастья, и мечтающие кардинально изменить ее и направить в другое русло. Сегодня общество дает каждому такие возможности. Оно подвижно, динамично и  готово принимать новое, свежее, не свойственное ему ранее  в значительных масштабах.

Не стоит забывать о рисках, возможных при кардинальном перестроении собственной жизни. Ряды дауншифтеров не сможет пополнить человек, поддавшийся спонтанным мечтам о кратковременном тайм-ауте, этой мотивации недостаточно. Дауншифтинг — стиль жизни, а не затянувшийся отпуск, поэтому важно, чтобы человек осуществлял свой выбор обдуманно, мог предвидеть его последствия и оставался в гармонии с собой.

Автор: Кристина Папкова

Источник фото: http://thaisabai.ru

[1] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура — 2006.

[2] Мережковский Д. С. Часть первая. Жизнь Л. Толстого и Достоевского. Первая глава // Толстой и Достоевский. — 1902.

[3] Венгеров С. А. Толстой, Лев Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

[4] Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник// Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. — М.: Эксмо, 2007. — с.16