С 20 по 21 апреля прошёл седьмой фестиваль DOCA или «Дни современного искусства» (Days of Contemporary Art). Некогда придуманный студентами ИГУМО, фестиваль быстро стал знаковым событием культурной жизни Москвы. Как это произошло, разбирался THE WALL Magazine.

Изначально DOCA была студенческой инициативой, созданной для показа выпускных и дипломных работ. Однажды на фестиваль решили приглашать не только студентов, но и просто всех художников. Так DOCA стала площадкой, выставляющей наравне и именитых, и малоизвестных. Организатор фестиваля Галина Луппо рассказывает о полном равноправии на фестивале. “Даже слово “куратор” у нас не любят, — говорит она, — мы хотим, чтобы тут не было какого-то центра в виде одного человека”.

Тему фестиваля определяют студенты. В 2019 году это эмоции. “Не читать, а чувствовать”, — заявляют участники DOCA. И здесь ты действительно чувствуешь. Возможно, это благодаря тому, что все работы создавались молодыми людьми, твоими ровесниками, и их переживания понятны. А возможно, это и непринужденная атмосфера фестиваля так влияет. Аудитории ИГУМО, его коридоры, лестничные пролеты — всё наполнено искусством. Это не модель типичного музея с билетными кассами, работами за стеклом и строгими женщинами-смотрителями в залах, следящими за каждым твоим движением. Здесь все более живое. Даже этикетки к работам написаны так, словно это простое сообщение в чате, а не пояснительный текст к выставке. Всё это устраняет какую-либо дистанцию между искусством и тобой. Исчезает непонимание и страх.

То же подмечают перформер Катя Бондарь и режиссер Диана Галимзянова. Их совместная работа состоит из видео-арта Scotoma и перформанса. Девушки рассказывают о состоянии индивида в современности, “о серости, которая пронизывает все российское”, как говорит сама Катя. Интересно, что до этого работа была показана в ММОМА, но там люди несколько иначе реагировали на происходящее. “Возможно, из-за того, что это такая масштабная институция, — говорит Катя, — люди сильно пугались и не хотели взаимодействовать, а здесь все смеялись, трогали не боялись соприкасаться”.

“Scotoma”, видео-арт, Диана Галимзянова

“Scotoma” перформанс, Катя Бондарь

Вообще на Доке можно было взаимодействовать со многими работами. Причем это взаимодействие подразумевало не простую возможность “потрогать”, а настоящую игру, напоминающую ту, в которую играли в детстве во дворе с друзьями. Вот, например, инсталляция Марии Алигожиной “Secret Sad” призывает положить под стеклышко свой “секретик”, а потом закопать его в землю. В земле были и семена растений. После фестиваля её высыпали на газон у ИГУМО, чтобы в будущем семена проросли и получился настоящий сад секретов.

“Secret Sad”, интерактивная инсталляция, Мария Алгожина

Цокольный этаж здания, спортзал. Забавно, что именно здесь, выставляется работа группы “Варенъйе организм”, украшающей вечеринки Porsche и сайта Farfetch, например. Но Антону Радаеву, руководителю группы, нравится исследовать разные пространства. Спортзал он превратил в один большой тренажер для борьбы с агрессией и подавленными эмоциями. Нужно прокричать что-нибудь злое в ящичек-автомат, стоящий в центре зала, а потом подойти к боксерской груше, которая висит чуть дальше. Удар по груше превращает сказанное в мелодию, похожую на дабстеп. “Это большая игрушка для взрослых, — говорит Антон, — которая пробуждает внутреннего ребенка”.

“Варенъйе организм”, интерактивная инсталляция, Антон Радаев

Неподалеку от инсталляции находился гардероб. Кажется, нельзя позавидовать участи пожилой гардеробщицы, которой все два дня пришлось слышать сначала крики людей, а потом еще и мелодию из этих криков, но она улыбалась. “Какие все довольные отсюда уйдут, все свою злость выплеснут” — приговаривала она. Здесь люди словно доверяют искусству, верят в него и искренне ему радуются.

Крайне актуально смотрелась инсталляция Анны Пантелеевой “Шутки про суицид — это не шутки”. Пол одной из аудиторий был обклеен знакомыми всем мемами про суицид. Здесь они превращались в настоящий язык, которым пользуются, когда нужно сказать о боли и переживаниях. Эта инсталляция словно мгновенная реакция на то, что происходит сейчас, и не где-то далеко, а буквально у тебя в телефоне, стоит только зайти в ВК.

“Шутки про суицид — это не шутки”, инсталляция, Анна Пантелеева

Кстати о мемах. Многие работы воспринимались зрителями именно как такие забавные картинки о насущном. Так, инсталляция Глеба Горбачева “Рендер” вызывала вздохи “как жизненно”. “Ежедневно по дороге на работу или на учебу многие из нас проходят настоящие испытания на прочность” — так начинается пояснительный текст Глеба. “На протяжении уже 5 лет я ежедневно трачу на дорогу 4 часа” — заявляет он и создает 3D-визуализацию идеального общественного транспорта. На большом экране видно, как изображение собирается само буквально по крупицам. Рядом с экраном, словно мудборд, висит множество изображений домов на колесах, микроавтобусов, проездных, а вместе с этим и роскошных интерьеров с уютными комнатами.

“Рендер”, инсталляция, Глеб Горбачев

Популярностью среди посетителей пользовался достаточно ироничный медиаобъект Ильи Колесникова “Икона загружается”. В багетную рамку вставлен экран со значком загрузки, а рядом висит подпись, которую очень хочется привести целиком: “Терпение — одна из важнейших добродетелей в жизни любого христианина. Сдержанное ожидание благоприятных результатов приблизит вознаграждение. А лик Бога поможет в трудные минуты устоять перед соблазном безадресного требования немедленного осуществления своих желаний”. Выглядит это по подростковому смело и свежо.

На фестивале художники перемешивались с волонтерами, и часто подходили к тебе и начинали сами рассказывать о своих работах. Художница Дарья Бокова показывает на подвешенное под потолком ружье. Дуло направлено на зрителей. “Вы знаете, что существует теория, согласно которой, в одной из параллельных вселенных оно бы вас убило?” Выглядит это пугающе.

“Эксперимент №”, инсталляция, Дарья Бокова

Но так делают в основном лишь художники-студенты. Известные же личности, такие, как Валерий Чтак, например, чьи работы недавно выставлялись в Cube.Moscow, проводили свои авторские экскурсии.

 

Русских и зарубежных художников на фестивале объединил выставочный проект “Более черный, чем квадратный”. Авторы из Бельгии, Германии и Франции посвятили свои работы “Черному Квадрату” и фигуре Малевича.

“Более черный, чем квадратный”

Эти две вещи удивительным образом появляются в каждом разговоре о современном искусстве и почему-то попали и на DOCA. Но видимо без этого действительно никуда. Глядя на творчество молодых художников на DOCA ART FEST и сам невольно задашься вопросом: “А каким бы было сейчас искусство, не напиши Малевич свой “Черный квадрат”?”

Автор: Злата Лиман