14-го апреля в Театре.doc прошла премьера спектакля «Док Наизнанку» (18+). Спектакль представили актёры Игорь Стам, Алексей Маслодудов, Ирина Савицкова, Дарья Гайнуллина, использованы были, по словам создателей, лучшие тексты за последние два года, а именно — тексты Максима Курочкина, Елены Греминой, Саши Денисовой, Валерия Печейкина и других авторов театра.

Создатели говорят, что «Док Наизнанку» — это «скетчи мечты: наши внутренние интриги и расследования». Для зрителя же этот спектакль — нечто вроде условного «взгляда изнутри», немного напоминающего о традициях театральных капустников, сатирических, почти карнавальных представлений «для своих». Ощущения взгляда «чужого», взгляда извне, однако, у зрителя не возникает, во многом благодаря тому, как создатели спектакля работают с пространством зала. Помимо находящихся непосредственно на сцене актёров, в зале и за рядами, на световом и звуковом пультах тоже сидят актёры или люди, близкие Театру.doc, которые периодически вставляют реплики в общую речь, что создаёт внепространственную полифонию голосов, в непринужденной манере окружающую зрителя, а пресловутая четвёртая, да и третья со второй стены словно совсем размываются.

Актёры и дальше поддерживают это размытие границ между пространством сцены и миром вне её: по ходу спектакля воспроизводят ежедневные бытовые диалоги и ситуации из жизни театра, просят зрителей пересесть, чтобы было удобнее, в середине, когда часть актёров уходит, зовут уйти на перекур, читают тексты «доковских» драматургов — поначалу серьёзно, со временем сменяя регистр на воспроизведение формата репетиций.

Весь рисунок разворачивающегося спектакля показывает, что Театр.doc — это не только разговор об остросоциальных и болезненных темах, но и большое количество иронии и самоиронии.

Актёры неоднократно обыгрывают и строгий манифест театра, так напоминающий манифест легендарной «Догмы 95», в частности, запрет на использование в спектаклях музыки, излишних декораций и костюмов, и знаменитую формулировку «Док — это театр, в котором не играют».

Об остросоциальных темах, частым обращением к которым славится Театр.doc, в спектакле тоже не забывают: через один скетч зрители получают возможности изнутри посмотреть, как Ирина Савицкова пытается нащупать правильные интонации, готовясь к роли зэчки — роли, так не похожей на то, к чему готовят драматических актрис в академической театральной школе; в конце другого, почти притчевого, напоминающего о необходимости быть честным и нести ответственность за свои поступки, актёры в шуточной форме просят не забывать среди добрых дел иногда «спонсировать какой-нибудь независимый театр» и приглашать знакомых на спектакли.

Напоследок, под саундтрек Ла Ла Лэнда, актёры обращаются к нашумевшему случаю трёхлетней давности, когда городские власти пытались отнять у театра помещение, а театральные деятели, от Евгения Гришковца и до Тома Стоппарда, публично выступали в поддержку театра.

В целом, «Док Наизнанку» — не только хорошая возможность посмотреть на внутреннюю жизнь театра, но и напоминание о том, что мы — часть происходящих вокруг социальных процессов, и посильное влияние на них в наших руках.

Следующие показы спектакля — 3-го и 18-го мая.

Автор: Мария Дубовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.