Будучи детьми мирного времени, мы не задумываемся о том, что течение нашей привычной жизни может быть совершенно иным. Все ужасы войны, голода, страданий, сотней сломанный человеческих жизней кажутся нам чем-то далеким, незначительным, поглощенным множеством других событий, составляющих нашу историю. И иногда достаточно лишь одного детского звонкого голоска, доносящегося сквозь десятки лет, чтобы мы смогли обернуться и открыть глаза, отмести весь бессмысленный шум и увидеть самое главное.
14 октября в культурном центре «Хитровка» состоялась премьера монооперы «Дневник Анны Франк» композитора Григория Фрида в исполнении Марии Ливадиной. Нам удалось посетить данное мероприятие и получить массу впечатлений от этого культурного события

Жанр монооперы сам по себе очень сложен – он требует большой вовлеченности и эмоциональной отдачи как от актера, так и от зрителя. Как правило, опера ассоциируется с одним из самых высоких видов искусства, который зачастую сложен и непонятен для непосвященного зрителя. Во многих случаях ему приходится концентрироваться либо на мастерстве исполнения вокальной части произведения, либо отдавать большую часть внимания сюжетной линии, которую бывает достаточно трудно уловить без предварительного прочтения либретто. Вдобавок к этому осложнял задачу и выбор произведения – рассказ от лица маленькой еврейской девочки, протянувшийся из 1942 года, где во всех красках рисуются все ужасы войны и жестокость, с которыми пришлось столкнуться хрупкому детскому миру. Тем не менее, творческий коллектив под руководством режиссера-постановщика Марии Тихоновой, а также оркестр во главе с дирижером Андреем Рубцовым успешно справился со своей задачей.

Ощущение постоянного, сгущающего воздух страха, пространства, сдавливающего, словно тиски, беззащитности перед этой огромной уничтожающей машиной ясно звучало лейтмотивом на протяжении всей оперы, заставляя зрителей до конца прочувствовать состояние войны. Очень удачным оказался ход использования маленькой квадратной сцены из досок – это позволяло создать атмосферу клетки, в которой беспорядочно мечется маленькая детская душа, пытаясь осознать тот мир, в котором она сейчас находится. Пространство между сценой и зрителями сократили почти до минимума, оставив лишь узкое пространство и практически стерев эту границу – все, кто находился в помещении, ощущали себя частью этого маленького мирка, так что атмосфера подвала, созданная в рамках маленькой квадратной сцены, плавно перетекала в пространство всего зала. Именно по этой причине зал культурного центра «Хитровки» как нельзя лучше подошел для постановки этой монооперы – будучи подвалом, сконструированным как пространство для экспериментов и творчества в современном искусстве, оно словно бы встроилось в произведение. Тусклое освещение мигающих лампочек, звуки оркестра, имитирующие то внешние события мира, то душевное состояние девочки, пение, то плавное, то срывающееся на крик или молитву, пробирали до самого основания души, пробуждая такой же страх, что терзал героиню на протяжении всего времени.

Но, несмотря на то, что произведение является тяжелым, в нем звучали и нотки надежды на то, что когда-нибудь этот кошмар закончится, а потому нужно сохранить внутри себя душу, которая каменеет от боли и страдания. Видя этот образ, созданный игрой, прекрасным голосом и звучанием оркестра, заполняющим все пространство культурного центра, рано или поздно осознаешь одну простую истину, которая не является открытием, но тем, что важно помнить в любой момент, совершая каждое свое действие. Порой мы, живя в эпоху мирного времени, забываем о том, что даже самые простые вещи, такие как право на существование и свобода, являются великой ценностью. Жизнь, которую мы имеем сейчас, не есть данность – нужно делать все, чтобы сохранить мир и не допустить повторения того ужаса, который превратил жизни сотней тысяч людей в сплошную историю страха, боли и смерти, озвученную тонким голосом маленькой девочки.
Нам удалось также взять интервью у режиссера-постановщика Марии Тихоновой

Здравствуйте, Мария. Прежде всего хотелось бы поблагодарить вас за это культурное событие. Скажите, пожалуйста, почему Вами был выбран именно такой сложный жанр, как моноопера?
Мы с Марией в свое время учились в ГИТИСе, на курсе известного оперного режиссера Андрейса Жагарса. Мы уже пробовали брать какие-то подобные отрывки в качестве студенческих работ, нам было интересно работать вместе. Как-то мы нашли такой материал как «Дневник Анны Франк», потрясающая опера, она очень актуальна в наше время, потому что сейчас очень сложные политические отношения во всем мире. Мы постарались донести смысл того, что война это страшно и надо ее избегать. Моноопера, конечно, очень сложный жанр, но тем не менее, когда один артист на сцене, зрители больше слышат, больше вникают, поскольку когда много артистов, они должны смотреть еще и на взаимоотношения между ними.
Что было для вас самым сложным в постановке?
Сложнее всего, наверное, было поставить монооперу в условиях маленького пространства. С одной стороны, мы сознательно сделали этот ход — выбрали такой квадрат, который выступал как некоторая площадь, подвал, а с другой стороны это осложняло работу – например, было неизвестно, какая в этом случае будет акустика. В этом центре мероприятие подобного плана проходило впервые, до этого тут ставили драматический материал, а тут опера, и это довольно сложно.
Какова история вашего сотрудничества с оркестром?
Мы познакомились с Андреем Рубцовым, когда я еще делала «Онегина» в театре Покровского и он пришел ко мне на спектакль. Это уже наш второй проект, до этого мы сотрудничали над проектом а Красноярске, и вот сейчас решили продолжить взаимодействие.
Какие у вас дальнейшие планы на спектакль?
Мы хотим с ним ездить на фестивали, на гастроли, потому что он очень интересен и требует очень маленького пространства. Мы его делали так, чтобы с ним можно было гастролировать, развивать его дальше и моделировать, вот, например, мы собираемся ехать в Ригу.
Планируете ли еще создавать подобные проекты?
Да, мне очень нравятся подобные проекты, я бы еще поработала в жанре монооперы или «дуоперы», то есть с двумя артистами. Это очень интересно – ты работаешь с одним или двумя людьми, вы плотнее взаимодействуете, нет большого количества других солистов или артистов — и в результате получается такая своеобразная, личная вещь.

Автор: Екатерина Новожилова

Фото: Валерия Савинова