В Николаевском зале Государственного Эрмитажа на ближайшие четыре месяца поселилась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века.

Рембрандт Харменс ван Рейн выходец из старинного университетского городка Лейдена: центра текстильной промышленности, каналов и богатейшей коллекции библиотечных собраний. Его жизнь началась с признания и славы, а закончилась резким падением и нищетой. Но несмотря на это, работы Рембрандта хранятся в музеях России, Великобритании, Нидерландов и Германии, а толпы туристов стоят в очереди, чтобы взглянуть на творения этого гениального художника.

Частные собрания работ — большая удача и редкость для 21 века. Лейденская коллекция как раз и принадлежит к таким бесценным жемчужинам. Её создали в 2003 году супруги Томас Каплан и Дафна Реканати-Каплан. Любовь и восхищение золотым веком голландской живописи начались у Томаса Каплана ещё в молодости. Тогда он и не помышлял о том, что когда-то соберёт свою собственную частную коллекцию, но ему несказанно повезло. Художественный рынок был крайне щедр на произведения нидерландских мастеров. Страстно влюблённые в искусство они с женой сумели собрать с нуля разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Яна Вермеера Делфтского, Геррита Доу, малых голландцев. За 15 лет своей деятельности собрание включает в себя около 250 живописных и графических работ.

Томас Каплан. Источник фото: worldpics.pro

Выставка в Эрмитаже – уникальная возможность не только познакомиться поближе с творчеством голландских живописцев, но и увидеть, как воспринимает это искусство чета Каплан. Отличительной чертой является то, что в её состав включены восемь произведений, находящихся в коллекции Эрмитажа. Получился некий диалог между эрмитажными картинами тонкой живописи и произведениями Лейденской коллекции.

В Николаевском зале царит атмосфера умиротворения и спокойствия. Приглушённое освещение создаёт светотеневые эффекты позднего Рембрандта, убирает на второй план посетителей, которые вчитываются в аннотации подле картин, пытаются вглядеться в детали удивительных по исполнению работ и тайком сделать фотографии шедевров. В центре зала самые знаменитые картины Рембрандта, а работы его учеников и последователей расходятся в разные стороны как лучи, что само по себе является интересным решением кураторов выставки.

Раннее творчество лейденского периода Рембрандта из серии аллегорий чувств навивает раздумья: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)» (самая ранняя из работ, подписанная художником). Картина «Пациент в очках (Аллегория зрения)» не представлена. Была и пятая картина (Аллегория вкуса), но о её местонахождении, увы, ничего неизвестно.

Без исключения все персонажи, запечатлённые на картинах, преисполнены страхом, удивлением, отвращением, но в тоже время не лишены интереса к происходящему. Свет и тени рук Рембрандта делают с работами что-то никак не поддающееся объяснению.

«Извлечение камня глупости», «Три музыканта», «Пациент, упавший в обморок» (1624-1625)

Зрелый период его творчества, связан с длительной и плодотворной работой в Амстердаме: «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затенёнными глазами», знаменитая «Минерва в кабинете», в образе которой предстала супруга художника Саския — одна из важнейших работ этого периода. Это произведение является кульминацией серии схожих исторических картин, написанных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих героических женщин древности.

«Минерва в кабинете» (1635)

Представлены на выставке и так называемые «Малые голландцы» – отдельное художественное направление живописи 17 века. Мастерство пейзажной и бытовой жанровой картины малого размера объединилось. Небольшие, написанные на дереве и меди живописные работы отличаются своим колоритом и виртуозной техникой. Предназначение таких картин было не для парадных залов королевских особ, дворцов и храмов, а для оформления не очень богатого камерного интерьера обычного жилища. Такие работы были доступны по цене горожанам, ремесленникам и даже крестьянам.

Вот, например, детали на картинах одного из первых учеников Рембрандта Геррита Доу. Как же тщательно они выписаны. Создаётся ощущение, что это не нарисованные картины, а просто качественно распечатанные на принтере рисунки. Его работы поглощают зрителя в шумный мир рынков, лабазов, бакалей и галантерей Голландии.

Вот разложенные на подоконниках кочаны капусты, связки моркови и свисающую с потолка связку лука. Они сошли с картины «Торговка сельдью». У этой работы довольно интересная история. Изначально она находилась в Эрмитаже, так как она была приобретена Екатериной II, но позже подарила её графу Орлову. А один из его потомков продал шедевр в начале XX века за границу. Но в Эрмитаже осталась похожая по сюжету картина на «Торговку сельдью». С тем же названием и авторством.

«Торговка сельдью» (Лейденская коллекция, 1670-1675), «Торговка сельдями» (Эрмитаж, 1670-1675)

На выставке это не единственные схожие картины. Эрмитажная работа «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса Старшего, изображающая молодую крестьянку составляет пару «Отдыхающему путнику» его же авторства только из Лейденской коллекции.

«Разбитое яйцо» (Вторая половина XVII в.), «Отдыхающий путник» ( около 1657)

Идя от картины к картине резко всё меняется. Из таинственного освещения вспыхивает «Автопортрет с атрибутами занятий магией» Питера ван Лара. Он пугает своей агрессивной аурой. Автопортрет сопровождают оккультно-магические предметы и книги, погашенная свеча, череп. Леденящая физиономия стала такой при виде когтей дьявола, стремящихся к тому, чтобы наказать художника за его дерзкие действия. На нотном листе, лежащем на переднем плане, начертано зловещее послание «Дьявол не шутит». То есть автор знал, на что шёл, делая свои «шалости».

«Автопортрет с атрибутами занятий магией» (около 1635-1637)

Есть на выставке место не только бытописанию и страсти, но и прекрасному виду искусств – музыке. Музыкальные мотивы проглядываются в картине «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского. Его работы встречаются крайне редко. Известно всего тридцать шесть произведений. Тем ценнее увидеть одну из его картин в России, которых нет ни в одном собрании отечественных музеев.

«Девушка за вёрджинелом» (около 1670-1672)

Помимо прочего в экспозицию вошли «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора» харлемского живописца Франса Халса. Он известен как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоёв общества, в том числе купцы, священнослужители и военные.

«Портрет Самюэла Ампцинга» (1630), «Портрет Конрада Витора» (1644)

«Голова медведя» (1489)

И, пожалуй, самое необычное в этой выставке – присутствие работы, которая не относится к Лейденской коллекции. Бесценный бриллиант, работа величайшего художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Небольшой набросок «Голова медведя», нарисованный им во время пребывания в Милане при дворе герцога Людовико Сфорца. Благодаря этому рисунку появилась картина «Дама с горностаем».

«Дама с горностаем» (1489-1490)

Дело в том, что медведь и послужил неким прообразом горностая, которого не было под рукой у художника. Всё получилось настолько правдоподобно, что никто не сомневался в натуралистичности работы.  

Лейденская коллекция по праву заслуживает восхищения зрителей. Уникальность и любовь её основателей позволяют лицезреть поистине гениальные произведения искусства XVII века. Познакомиться с работами, которые нельзя увидеть в России и узнать занятнейшие истории, связанные с ними. Так творчество прошлого объединяется с современным восприятием и даёт свежее дыхание гениальным работам голландской живописи.

 

Автор: Виктория Дмитриева

Фото: Виктория Дмитриева