Дэвида Финчера можно смело назвать одним из самых интересных и уникальных режиссёров нашего времени. Определить точно целевую аудиторию его кинолент очень сложно, так как творчество Финчера находится где-то между триллерами, драмами и детективным жанром. В ряд такого плана режиссёров, чей жанр неясен и нечёток, можно записать Дэвида Линча, Братьев Коэнов, Алехандро Аменабара, пусть и с некоторыми оговорками. Ходящий по острию бритвы Финчер до сих пор имеет успех как среди зрителей, так и среди кинокритиков. Подтверждение тому его последняя на данный момент работа «Исчезнувшая» – тонкая психологическая семейная драма с детективными элементами, выполненная в такой леденящей и бескомпромиссной манере, что зрителя может бросать в холодный пот от задумок режиссёра: картина в лучших традициях Финчера.

Но так было не всегда. Дэвид Финчер начинал свой путь в группе создателей спецэффектов, а ещё снимал клипы, в том числе и Мадонне, благодаря которой и получил скромную известность. В возрасте 29-ти лет его приглашают занять режиссёрское кресло в продолжении фантастического фильма ужасов «Чужой 3». После Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, которые были режиссёрами двух предыдущих картин, подойти к материалу, вероятнее всего, было не так просто. И фильм не удаётся по множеству причин. «Чужой 3» не оправдал своих ожиданий, собрав очень маленькую кассу, провалился в прокате ($55,5 млн в прокате США при бюджете $50 млн).

Расцвет творчества Финчера начинается с 1995 года. Последовательно выходят три его основных фильма, благодаря которым можно получить представление о стиле режиссёра и выявить его основные пристрастия.

«Семь» (1995 год)

Если не брать в расчёт дебютный фильм режиссёра, то это, по сути, первый характерно «финчеровский» фильм. Будучи в возрасте 33-х лет, (что перекликается с тематикой самого фильма), Дэвид выпускает на экраны картину, которая продолжает традиции триллера с примесью ужасов – стиль таких кинолент, как «Психо» и «Молчание ягнят». Смешение жанров у Финчера становится обычным методом в процессе выбора эстетического решения для своих фильмов. Помимо перечисленных черт можно отметить и социальную сторону картины «Семь», например в атмосфере изображения города, который включён в повествование с помощью таких элементов, как постоянно идущий дождь или же мрачная цветовая палитра, которая не оставляет зрителям и толики позитива. Социальный мотив с психопатологическими отклонениями заметен и в главном антагонисте фильма, сыгранного Кевином Спейси, блистательно, как и всегда, справившегося со своей ролью. Всё это рождает некий большой структурированный мир, в который помещены не только персонажи, но и зрители, становящиеся соучастниками происходящего на экране. Финчер не даёт этому миру рассыпаться, справляясь с ним как настоящий профессионал, умудрённый большим жизненным опытом. Он поддерживает каждую сторону своего многогранного фильма.

Взяв за качественные основы повествования детективную историю, Финчер примешивает всё вышесказанное к витиеватому и запутанному сюжету, увлекающему зрителя в пучину ужаса и тайны. Заслуживает отдельного упоминания и экспозиция, изящно представляющая нам главных персонажей. В первую очередь зрительское внимание приковывает Дэвид Милз (Брэд Питт) – молодой и амбициозный детектив, жаждущий справедливости, после зрителю раскрывается другой персонаж – матёрый детектив Уильям Сомерсет (Морган Фриман), пресыщенный и уставший от фальши и лжи грязного города, собирающийся в скором времени уйти на пенсию. Сюжет развивается стремительно, а всё новые и новые детали не дают нам скучать ни на секунду.

 «Игра» (1997 год)

Само название фильма говорит о многом. Игра в качестве фундаментального принципа построения сюжета присутствует во многих картинах Финчера. Можно привести пример того же фильма «Семь», в котором главные герои и зрители заведены антагонистом в какую-то не до конца понятную «игру», правила которой раскрываются в течение всего повествования. Сам способ, выбранный Финчером для изложения истории, есть некая «игра», а её принципы переключаются и на реально существующее, на всё то, что окружает нас. В какой-то мере «игра» есть замещение самой жизни в фильмах режиссёра: всё, построенное в его мире, выглядит как система, которая вызвана для обличения пороков самой жизни, её отрицательных сторон, а люди смотрят на происходящее вокруг либо с безразличием, либо намеренно не замечая действительности.

Квинтэссенцией этого принципа и является фильм 1997 года «Игра». В атмосфере, царящей в произведениях Финчера, не всё благополучно даже у такого, на первый взгляд, успешного и ни в чём не нуждающегося коммерсанта, как Николас Ван Ортен (Майкл Дуглас), в чьём имени воплощено величие, успех и торжество над самой жизнью. Ван Ортен выступает как типичный персонаж, собирательный образ успешного человека, живущего в современном обществе. Но Финчер разворачивает угол зрения на 180 градусов, знакомя зрителя не с его карьерой, а с воспоминаниями, изображения которых вкраплены в повествование и указывают на психологическую несостоятельность, отчужденность центрального персонажа от мира, рисуя образ состоятельного человека эпохи капитализма, который, помимо прогрессивных сторон, имеет и регрессивную, выраженную в отделенности от остального социума, тотальном одиночестве и некоммуникабельности. Несмотря на внешние блага, которыми он обладает, этот скучающий человек бедно и скудно проводит свою жизнь.

Вот тогда-то игра, которую на 48-ой день рождения дарит ему младший брат Николаса Конрад, который и сам уже пробовал на своей шкуре возможности, предоставляемые фирмой «CRS», появляется в жизни главного героя. Примечательно, что именно в возрасте 48-ми лет кончает жизнь самоубийством отец Николаса. Факт не малозначительный и не случайный, потому как изначально на этом ставится акцент. Мы наблюдаем воспоминания Николаса, в которых очень чётко и ярко зафиксированы кадры суицида его отца, безусловно, пагубно отразившиеся на его дальнейшей жизни и породившие некую травму психологического характера.

В этот особенный день рождения происходит радикальное внедрение в уже застоявшуюся и однотонную жизнь Николаса той самой «игры». Она превратит всё происходящее в некий трагифарс, где и зрители, и сам Николас перестают понимать грань между реальностью и «игрой». «Игра» выступает в фильме неким обличительным моментом, ставя следующий вопрос: что же такое жизнь в действительности, не игра ли всё это? Просмотр может вызвать желание и самому погрузиться в эту игру. Вероятно, такого эффекта и стремился достигнуть Финчер.

 «Бойцовский клуб» (1999 год)

Фильм, успевший за не слишком уж большой промежуток времени стать культовым, породил множество дискуссий и разногласий. Но здесь есть смысл заострить внимание на другом.

Все упомянутые выше фильмы разнятся в жанровом плане и в ритмическом построении, что касается и этой ленты. Если «Семь» не спеша погружает нас в ужасы происходящего, оставляя тайну и пугая резкими сменами планов, если «Игра», выполненная в довольно вязкой манере, напоминает кафкианский мир своей невозможностью выбраться и предопределенностью судьбы, то «Бойцовский клуб» – это история иного плана, даже несмотря на то, что в таких разных картинах есть точки пересечения, будь то жанрового типа или основных затронутых мотивов.

Тяготеет она, скорее, к чёрному юмору, помещённая в утопичный мир, грамотно проработанный опять же благодаря цветовому решению, которое не может быть реалистичным и уже изначально ввергает нас в иной мир: то ли печального будущего, то ли внезапно наступившего настоящего. Здесь нужно упомянуть, указанный лейтмотив происходит из первоисточника в виде одноименного романа Чака Паланика, по которому поставлена картина. Взятие за основу иного повествовательного принципа радикально отличает «Бойцовский клуб» от предыдущих лент Финчера. Он заключается в главном герое-рассказчике, от лица которого и излагается история.

Фильм явно подводит к психологическим особенностям устройства общества, что, в принципе, характерно и для других описываемых выше произведений режиссёра. «Общество нездоровых мужчин», которые теряют свою сущность и силу, начинают истязать себя и выбрасывать накопленную энергию в бойцовском клубе, дающем нечто вроде успокоения.

Различные проблемы нависают над рассказчиком, имя которого нам не сообщается, формируя его расплывчато-безликий образ. Характер главного героя вынуждает его погружаться в подпольное общество, где он снимает свой стресс.

В этом конформистском мире, где всё выглядят безлико, как и главный рассказчик, высшую ценность представляют материальные блага, а члены общества превращаются в потребителей. Главный герой болезненно переживает происходящее, не имея возможности даже нормально выспаться.

Как раз-таки катализатором служит появление подлинного собственного «Я» рассказчика, которое обосабливается от первой личности и выражается в лице персонажа Тайлера Дёрдена (Брэд Питт), который выступает реверсом существующего порядка вещей.

Погрязший в обществе потребителей и откровенных материалистов, в тотально бессильном обществе, которое не способно на какие-либо перемены, рассказчику (Тайлеру Дёрдену?) ничего не остаётся, кроме как направить свою агрессию на саморазрушение, став для мира спасением.

Разные стороны одной медали представлены в фильмах Финчера, но один вопрос можно считать центральным: кем стоит называть Финчера – творцом и художником или же грамотно просчитывающим ходы ремесленником. Наверное, каждый решает для себя сам.

Автор: Аслан Тедеев

Источник фото: mihailgurevitch.livejournal.com