В Москве стало на одно мероприятие, посвящённое современному искусству, больше. С 18 по 19 мая в Гостином Дворе впервые прошло арт-шоу DA!MOSCOW: лучшие отечественные галереи, дискуссии о будущем музеев современного искусства и о тенденциях в коллекционировании, перформансы и батлы одних из самых знаменитых российских художников, встреча с кураторами и основателями галерей. Мы же спешим поделиться впечатлениями от такого масштабного мероприятия.

Четверг, 16 марта, время приближается к обеду. В Гостином Дворе просторно и светло: на белые стены галерей через стеклянную крышу падают солнечные лучи. Так ярко, что хочется зажмурить глаза. Принцип “белого куба” в действии. Скоро начнется пресс-конференция, на которую пускают лишь журналистов, поэтому людей не так много. Пока идешь к сцене, успеваешь мельком посмотреть на представленные работы. Тому, кто часто посещает московские музеи и галереи, многое здесь покажется знакомым. Скорее всего вы будете ловить себя на мысли, что это вы уже где-то видели. Некоторые работы были частью выставок в ММОМА или в МАММ, другие можно было заметить на DOCA art festival или в Cube.Moscow. В принципе, это неудивительно, ведь для DA!MOSCOW выбирали лучшее, чем богата отечественная арт-сцена.

Основатель DA!MOSCOW Владимир Овчаренко известен такими успешными проектами, как галерея современного искусства OVCHARENKO и первый в России аукцион современного искусства VLADEY. Новое арт-шоу для него — это “возможность показать важнейших современных художников, без которых современное русское искусство не может обойтись: от Ильи Кабакова до стрит артистов”. Здесь действительно достаточно широкий охват. Сначала видишь работы, представленные ведущими российскими галереями (Fragment Gallery, Osnova Gallery, Triumph Gallery и т. д.), потом попадаешь на “Аллею звезд”, где показаны избранные произведения российских и зарубежных авторов (Валерий Чтак, Тони Мателли, Дмитрий Гутов и многие другие). Завершается твой путь “Золотым фондом”. Илья Кабаков, Виталий Комар и Александр Меламид, Андрей Монастырский, Павел Пепперштейн — здесь только культовые фигуры.

Кроме того, задача арт-фестиваля — изменить отношение к российскому рынку искусства. “Люди считают, что стыдно торговать — покупать, — говорит Владимир Овчаренко, — на самом деле, в этом нет ничего зазорного. Все мы с удовольствием наблюдаем за бешеными рекордами на авторских аукционах. Любое произведение здесь может быть куплено. И это важно. Чем проще ты будешь рассказывать про достоинства автора, тем больше будет почитателей, которые потом могут стать коллекционерами”.

В пресс-конференции участвовал и Петр Авен, председатель совета директоров Альфа банка. Именно Альфа банк является спонсором DA!MOSCOW.  “А какие работы здесь вы бы сами выделили?” — прозвучал вопрос. “Больших художников мы, к сожалению, не видим, — ответил Петр, — если мы даже сейчас пойдем по этой выставке, то поймем, что здесь очень мало гениальных идей, гениального искусства. А на западе вторичности меньше”. Конференция подходит к концу, и теперь есть время осмотреть выставку. После услышанного начинает казаться, что здесь нет ничего нового, ничего удивительного. И эти неоновые надписи, как на работе “Из ресторанов в космос не летают”, уже приелись, ведь их сейчас так много. И некоторые статуэтки похожи на те, что используют дачники для украшения своего сада. Возможно, новые выставки восхищают лишь потому, что мы не сопоставляем их с теми, что проходят в каком-нибудь Тейт Модерн, например.

И всё же такая тоска представляется надуманной. Она быстро проходит, стоит выйти с конференции и сразу увидеть перформанс Данилы Полякова: он сидит на полу в окружении своих работ и сшивает лоскутки.

Художник Данила Поляков

В таких местах рефлексия и сравнения с другими выставками ни к чему. Это новое мероприятие, полное задора. Прямо здесь художники создают работы, проводят аукционы по своим правилам, выступают со своими манифестами. Создается впечатление, что они просто так живут — настолько всё легко и естественно происходит. Возможно, это ещё и благодаря тому, что арт-шоу показывает ведущих авторов страны. Участвовать в нём можно, лишь получив приглашение. DA!MOSCOW как город для художников, в который могут попасть только лучшие.

Так, арт-группа Север-7 вырубает топором изображения на дереве прямо перед зрителями. Опилки оставляют лежать рядом с готовыми работами, а рядом ставят табличку “не убирать”.

Одна из галерей проводила аукцион с оригинальными правилами. Её стены были увешаны работами, которые просто обязаны разлететься по пабликам в VK. Вот лист в виде рекламы натяжных потолков, похожий на те, что развешивают в подъездах. Есть картонка как пачка Изабеллы. Запоминается и картина с зелеными существами, поедающими из тарелки других светло-розовых существ, а рядом надпись “Так разварились, что можно с костями есть”.

Рядом с каждой работой висит табличка, на которой изображено определенное количестве кубиков. Если кубиков, например, три, значит стоимость работы представляет собой трехзначное число от 111 до 666 рублей — зависит от того, какие цифры выпадут. Покупатель три раза выкидывает кубики. Вот так определяется цена работы. Главное, если сел играть, то отказаться от покупки нельзя. Это называется “Аукцион Кости”, и он позволяет с помощью такой простой игровой формы вложить средства в дальнейшее развитие художника.

Ярким и забавным работам молодых художников резко противопоставляется инсталляция Виктора Ремишевского. Расположившаяся на дальнем стенде, она не привлекала к себе много внимания — многие просто до неё не доходили. Когда смотришь на работу, можно ошибочно подумать, что это могильные плиты. На самом деле, это и вправду плиты. Только представляют они из себя пять книг библейского Писания: “Genesis”, “Exodus”, “Leviticus” и “Deuteronomium”.

Насыпанная рядом соль словно отсылает к словам Иисуса Христа “Вы — соль земли”. Есть здесь и такие символические работы. А в соседнем павильоне висит картина в виде газеты про дельфина с руками. И в этом прелесть DA!MOSCOW.

Несмотря на весь молодой задор новой арт-ярмарки, мероприятием оно стало весьма недешевым. Билеты по 2 тысячи не позволили попасть на DA!MOSCOW многим желающим. Им остаётся лишь смотреть на арт-баттл Покраса Лампаса и Валерия Чтака в прямом эфире в Инстаграме. Всё же арт-жизнь Москвы пока доступна не каждому. Изменится ли это? Узнаем в следующем году.

 

Автор: Злата Лиман

Фото:Мария Шепшелевич