«Дада значит ничто, мы хотим изменить мир при помощи ничто»[1]

Рихард Хьюльзенбек

 

И как же можно изменить мир без помощи чего-либо, в дада заключается всё или ничего – на этот вопрос отвечает фильм режиссёра Марины Румянцевой «Принцип Dada», показанный в рамках фестиваля PERFORM в Государственном центре современного искусства. Это событие приурочено к 100-летию дадаизма. В статье предлагается обзор фильма и самого содержания дадаизма.

В фильме режиссёр рассказывает историю развития этого направления в поэзии, живописи, кино при помощи анимации, ярких примеров, интервью с экспертами. Дадаизм появился в кабаре Вольтер города Цюрих, где Хуго Балль выступал со звуковой поэзией с акцентом на звучание, а не на смысл. Лучше всего посмотреть, как это было на самом деле.

В связи с этим интересно наблюдать и за визуальным оформлением этих стихотворений. Сюрреалисты продолжат развивать и поэзию, и живопись с добавлением подсознательных мотивов. Между прочим, Андре Бретон, создатель манифеста сюрреализма, сам участвовал в дада.

Рауль Хаусман

К основателям направления относят Хуго Балля, Тристана Тцару, Рихарда Хюльзенбека, Ханса Арпа, Софи Тойбер-Арп. Это круг людей, которые собирались и могли организовать мероприятия не без доли абсурда, исследовали возможности материалов. Как сказал один из интервьюируемых экспертов в фильме: «Идеи дада –  это подарок будущему».

Софи Тойбер-Арп

Дадаизм из Цюриха проник и на территорию Германии (Макс Эрнст, Курт Швиттерс, Ханс Беллмар, Ханна Хёх), Нью-Йорка, Парижа (исследователи нелестно отзываются о парижском течении дада).

Ханна Хёх «Укротительница»

Дадаизм возник как движение, направленное против войны. Дадаисты не были в восторге от военных действий в отличие от футуристов, считавших, что «война – единственная гигиена мира» по выражению основоположника футуризма Филиппо Томазо Маринетти. Так как они занимались развитием своих идей на территории Швейцарии, легко догадаться, что дадаисты не принимали участия в военных действиях. Они считали, что искусство должно будить публику, а для этого подходят скандалы. То, что делали дада, это игра с понятием самого искусства. Дада очень сложно определить однозначно, как и их характерные черты. Существует несколько версий происхождения этого слова. Это и бессвязный лепет младенца, и слово «деревянная лошадка» на языке малыша, и двойное утверждение в русском и румынском языках. Дадаисты известны как первопроходцы в фотоколлаже, и даже первом хэппенинге. Хэппенинг – это действие-импровизация, где художник не имеет чётко продуманного сценария в отличие от перформанса. Экскурсия художников заключалась в том, что они с группой людей посетили не известный и культовый Нотр-Дам, а руины церквушки неподалёку, читая статьи из энциклопедии, выбранные случайным образом. Кстати, случайность для дадаистов является одним из главных принципов жизни. В конце экскурсии ведущие даже выдали деньги присутствующим, но на деньгах были изображены неприличные элементы, поэтому деньгами нельзя было расплатиться.

«Существует несколько версий происхождения этого слова. Это и бессвязный лепет младенца, и слово «деревянная лошадка» на языке малыша, и двойное утверждение в русском и румынском языках.»

Дадаисты делали то, что ранее не было возможно, например, Марсель Дюшан использовал готовые предметы (реди-мейды), группировал и представлял их как произведение искусства. Этот метод оттеснял на задний план такие вопросы как «хороша или нет эта картина или скульптура», «перейдя к новому кругу вопросов, имевших онтологическое («что такое искусство?»), эпистемологическое («откуда мы это знаем?») и институциональное («кто определяет это?») значение»[2]. Самым известным реди-мейдом стал писсуар под названием «Фонтан». Дюшан отправил его для участия в выставке «Американского общества независимых художников» в 1917 году, на что получил нелестный отзыв от критиков и их отказ об участии в выставке с этим предметом. Только благодаря этому эпизоду выставка 1917 года и вошла в историю.

В 1920 году состоялась ярмарка дадаистов, после неё начались конфликты в их среде. Дадаизм распространяется в Париж. Чуть позже происходит потасовка между Андре Бретоном и поклонником Тристана Тцары на постановке последнего в 1922 году, знаменовавшая конец. Но дадаизм продолжал жить, несмотря на это, фильм «Антракт» был снят позже, показанный в перерыве балета «Спектакль отменяется». Там же можно увидеть и некоторых действующих лиц: фотографа Мана Рэя и Марселя Дюшана, где они играют в шахматы. Дадаизм и сейчас популярен как сборник идей, а не техник, что и отличает его долговечность, так как это неисчерпаемый ресурс.

И, например, группа Franz Ferdinand сделала клип на песню «Take me out» в этой стилистике.

Автор: Наталья Белова

Источники изображений: http://www.dali-genius.ru , http://lichnosti.net/ , http://muzei-mira.com

[1] Элгер Д. Дадаизм. Taschen, Арт-Родник, 2006. С. 17.

[2] Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит. Искусство с 1900 года. М.: Ad marginem, 2015. С. 128.