Что такое независимое культурное пространство?

Культурное пространство — довольно сложное понятие, которым, в принципе, можно назвать все что угодно. А слово «независимое» всего лишь добавляет ему обособленности от государства и вытекающей из этого самостоятельности. Согласитесь, такой многогранный концепт подойдет под описание и творческих коммун, и киноцентров, и арт-пространств. Цель таких пространств – объединить творческих людей и предоставить им возможность творить и развивать городскую культуру.

Разумеется, культурное пространство – достаточно новое и свежее понятие по сравнению с традиционными музеями и выставками. Постепенное появление в городах современных культурных пространств началось в 2007 году. Повсеместно по воле городских энтузиастов стали открываться небольшие мастерские, магазины, кафе, выставочные залы, и все они никак не содействовали с государством. К счастью, новый феномен не только не повредил внешнему облику города, но даже украсил его.

В 2018 году две девушки-основательницы московских Домов культуры «Делай культуру» и «Делай сам/а» Дарья Федотова и Марийка Семененко опубликовали свое исследование «Жизнь и смерть независимых культурных пространств в России». Мы вдохновились этой работой и даже будем использовать некоторые ее фрагменты.

Зачем городам независимые культурные пространства?

По сути, все то, что мы называем независимыми культурными пространствами, в Европе отнесли бы к общественным центрам, которые получают государственное или частное финансирование. В России с этим дела обстоят куда хуже. Дома культуры, в нашем случае, — это пространства, где можно устраивать кинопоказы, фестивали, ярмарки, тематические вечера и прочие мероприятия без согласования с властями. Нет согласования — нет государственной поддержки.

В российских городах культурная сфера развита даже неплохо: функционируют музеи, театры, галереи, часто проходят выставки и кинопоказы. Но все эти мероприятия обеспечены государственными финансами, а поэтому, конечно, проходят под влиянием и контролем представителей власти. На сцене можно увидеть далеко не все постановки, в кинозале зрителям предоставляют выбор только из ограниченного числа картин в прокате, а музеи тщательно отбирают экспонаты прежде, чем выставить их в зал — из-за этого мы видим культуру только с одной стороны, с той, с которой нам ее показывают. Вот здесь и включаются в жизнь независимые культурные площадки, которые показывают всё, значительно уменьшая цензуру и расширяя кругозор посетителей.

Российское государство надеется, что внедрит патриархальную матрицу в сознание людей, что это будет происходить без автономных институтов — они государству не нужны, оно само справится.
Марийка Семененко, соавтор исследования, соосновательница проектов ДК «Делай сам/а» и ДК [делай культуру]

Безусловно, самим жителям городов такие пространства, как «Тайга» в Санкт-Петербурге (закрылось в августе 2017 г.), культурно-общественный центр TEXTIL в Ярославле, центр современной культуры «Смена» в Казани, дом культуры «Делай Сам/а» (закрылось в марте 2018 г.) и ДК [делай культуру] в Москве, платформа «Арт-Ворота» в Калининграде (нет активности с весны 2018 г.) и другие жизненно необходимы. Например, ЦСК «Смена» изначально открылся в качестве галереи с небольшим книжным магазином, где продавались тексты, которые не брали в обычные магазины. А в 2015 года по соседству открылось небольшое издательство, которое занималось малоизвестными сюжетами.

Ростовскому арт-центру Makaronka удивительным образом удалось объединить экспериментальный театр, музыку и современное искусство. Совсем юным и малоизвестным авторам предоставлялась возможность творить в мастерских, организованных на территории бывшего завода, а потом выставлять свои работы на выставках. Сегодня формат изменился, в здании функционирует «Театр 18+», часто ставят постановки по личным историям жителей города. Спектаклем-открытием стал документальный трэш-мюзикл «Папа», где через мифы о городе, истории, рассказанные горожанами, и местную музыку был сформирован образ современного Ростова.

А вот пермская лаборатория искусства «Дом грузчика» планировалась как платформа для художников, которым пришлось покинуть свое прежнее помещение из-за аварийности здания, в котором поселился какой-то ужасный грибок. Пиар-менеджер «Дома грузчиков» Марина Пугина рассказывает, что инициаторы проекта сначала искали просто помещение, а в итоге у них получилось создать целую площадку для людей. Вот сейчас в лаборатории проходит выставка Александра Кошелева: в одной комнате он создает картины в мастерской, а за дверью выставляет их и беседует с гостями.

Как пространства влияют на город?

Так или иначе, объединяя людей, предоставляя им новые возможности, независимые культурные пространства воздействуют на окружающий мир. Вот, например, совсем небольшая лаборатория «Дом грузчика» площадью 20 кв. метров играет важную роль в городской культуре Перми. Здесь проходят разнообразные лекции, воркшопы, курсы по истории кино. А для детей есть арт-лагерь. Уникальное пространство вовсю контактирует с окрестностями, за это отвечает направление «городские интервенции». Пиар-менеджер характеризует «Дом грузчика» так: «Здание, с виду похожее на сталинку: там высокие потолки, это жилое пространство, общага, там до сих пор живут люди. Представьте себе жилой дом, где находится алкогольный магазин, бордель и очень много всяких маргинальных историй».

Открытие арт-центра «Makaronka» очень отразилось на внешнем образе Ростова-на-Дону: на момент запуска площадки в городе почти не было ничего в таком роде. А в 2016-2017 в Ростове постепенно начали появляться мелкие культурные пространства, начинающие постепенно развиваться, как вспышки искусства. Любопытно, что многие из них открывались по соседству с Макаронкой, тем самым рождая на свет целый культурный квартал.

На что живут независимые культурные пространства?

Вообще в мире есть два существующих и успешно функционирующих варианта финансирования независимых культурных пространств. Первая модель – французская, здесь государство управляет культурными процессами и денежно спонсирует их. Вторая – американская: государство поддерживает частное предпринимательство и бизнес, которые уже, в свою очередь, оказывают финансовую поддержку культуре. То есть у Франции и Америки есть четкий ответ на вопрос, как и зачем спонсировать развитие культурной среды, а вот есть ли, что на это сказать России, остается непонятным.

Вот, например, изначально инвестором пространства «Смена» стал казанский бизнесмен, вдохновенный искусством, он вложил около миллиона рублей. Но сотрудничество быстро распалось после того, как произошел спор по поводу культурной программы «Смены». Хорошо, что собственники здания вошли в положения ребят и сделали скидку на аренду помещения. Основной источник дохода на сегодня — это проведение и обслуживание разных мероприятий.

Если у нас есть какие-то деньги в кассе, мы покрываем все месячные расходы, остальные деньги просто делим. В этом смысле у нас абсолютно кооперативная организация, где один человек не может принять какое-то решение. Если у нас важный вопрос, мы собираемся все вместе и обсуждаем

ДК «Делай сам/а» тоже не повезло с финансированием, команда всегда была в поиске, регулярно отправляла заявки на конкурсы грантов, писала в фонды. Ребята даже решили попробовать идею с кафе, чтобы как-то покрыть расходы, но место непроходное, поэтому кафе не принесло денег.

А вот «Макаронку» спонсирует ее учредитель, к тому же вход на спектакли по билетам, и в пространстве работает кафе-бар. Также иногда они вступают в разовые коммерческие отношения. Единственная проблема, по мнению самих ребят, – финансовая стабильность, нет возможности оплачивать работу постоянной труппы театра.

Пространство TEXTIL удачно использует сразу несколько способов привлечения средств. До 2016 года их расходы на аренду полностью покрывал партнер, представитель строительного бизнеса, однако на сегодняшний день он уже покинул проект. В работе TEXTIL часто участвуют и локальные партнеры: цветочная лавка помогает благоустроить территорию. Пока ребята не задействуют все имеющиеся способы заработка, но в перспективе они могли бы сдавать помещения в аренду для съемок. Отказ от этого обусловлен тем, что они не хотят путать культурное и творческое с коммерческим.

Есть ли трудности? 

В исследовании, о котором мы говорили в начале материала, участвовало 8 независимых культурных пространств по всей России, на сегодняшний день ровно половина из них уже закрыты. Организаторы редко делятся подробностями, переживают, что это скажется на их будущих проектах, но одни из весомых причин закрытия – цензура и давление.

Вот, например, организаторы «Арт-ворот» рассказали, что за три года существования столкнулись лишь с одним случаем цензуры, но он заметно сбил их с пути.

Был один случай с Британским Советом. К нам приходил собственно генконсул Ее Величества, и у нас должны были быть мастер-классы по культурному менеджменту. И вот как раз на эти пару дней воркшопа ворота закрыли на обмерку. Почему-то кому-то это все показалось опасным — не понравилось, что там Британский Совет руководит

Однако, несмотря на такие случаи, «Арт-ворота» — лояльное и открытое пространство, политика ребят: дружить и выстраивать хорошие отношения со всеми.

Про другой случай рассказали организаторы казанской смены «Смены». Здесь показ провокационного фильма «Майдан» вызвал недовольство и возмущение чиновников, однако на дальнейшей жизни проекта это, к счастью, не отразилось.

Ярославский центр TEXTIL пострадал по причине «плоскости инфраструктуры». У ребят был план по развитию площадки и созданию настоящего культурного центра, но главной трудностью на их пути стала банальная нехватка отопления в помещении.

Так почему все-таки стоит поддерживать такую культурную инициативу?

Большинство независимых культурных пространств зарождаются благодаря одной общей идее – поддержать равновесие между независимым и зависимым в городе, избежать того, что все мероприятия, кинопоказы и выставки проводились бы под четким контролем государства без индивидуальной инициативы, показать горожанам культуру под своим углом.

Городу и его жителям такие места нужны благодаря своей масштабности и широкопрофильности. Это не просто театр, галерея или кино, это все вместе под одной крышей, объединение творческих людей, готовых создавать и вдохновлять. Каждое пространство по-своему особенно и рождает альтернативу той культурной повестке, которую несут официальные театры, музеи и кинотеатры. Еще не стоит забывать о том, что ребята, организовавшие что-то своё на бывшей макаронной фабрике, двух пустых складах, зданиях фабрики, дают городу очень важные изменения: благоустраивают территорию, вдохновляют на культурное просвещение и просто служат хорошим примером частной инициативы.

Автор: Кристина Папкова