Не успел мир отойти от Оскара 2017, как киносообщество снова привлекает внимание публики к новому событию. Теперь это Каннский фестиваль, который пройдёт с 17 по 28 мая во Франции. Программа была объявлена еще месяц назад, поэтому уже можно представить, что нас ожидает. В юбилейном 70-м сезоне будут представлены целых два отечественных фильма: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Кроткая» Сергея Лозницы. Мы станем свидетелями и долгожданного возвращения — будут показаны первые две серии культового «Твин Пикса» Дэвида Линча. На протяжении 10-ти фестивальных дней мы будем узнавать, как критики оценили представленные творения. Но можно ли считать их положительную оценку гарантом успеха в публичном прокате? Как показывает опыт, нет! Мы решили поразмышлять на тему «Фестивального кино» и понять, почему публика зачастую оказывается более ревностным критиком, чем именитые специалисты?

Кинофестивали немыслимы без «авторского кино». Главной причиной, целью и способом создания фильма является отражение уникального видения создателя картины. Взгляды режиссёра гораздо в большей степени, чем в массовом кино, определяют происходящее на экране, игру актёров. При просмотре авторского кино зритель, как правило, сразу же понимает, чьими руками оно сделано. Но доступ на фестивали открыт не только творениям тех режиссёров, чей почерк уже хорошо известен публике. Наоборот, молодых режиссёров здесь встречают даже с большей теплотой и заинтересованностью. Так, уже любимец Канн, Ксавье Долан, в 2009 году, будучи кинематографическим дебютантом, смог забрать сразу три награды за фильм «Я убил свою маму».

Кадр из фильма «Я убил свою маму»

Сейчас, в 28 лет, Долан — уважаемый международный режиссёр. Его фильмы оценивают (чаще всего, положительно) критики со всего мира: от Венеции до Москвы, от Канн до Стокгольма. Но мало кто ходит смотреть его в кино. Последний фильм Ксавье «Это всего лишь конец света» заработал в России всего 295,5 тысяч долларов. Если сравнить эту цифру с бюджетом фильма почти в 7 миллионов евро, то показатель сборов покажется действительно смешным. Но почему зрители без энтузиазма принимают авторское кино? Неужели критики ошибаются в своём выборе? Ответ кроется в различном подходе зрителей и режиссёров к оценке фильмов.

Единственный критерий выбора фильма для зрителя —
его личные предпочтения.

Как уже было сказано ранее, в фестивальном кино высоко ценится личность автора, его способность сказать новое слово в кинематографе. Вторая по значимости программа на Каннском кинофестивале носит название «Особый взгляд», а некоторые премии — «Особый талант» или «За вклад в будущее». Так, жюри  оценивает не просто сам фильм, но и его важность в ретроспективе мирового кинематографа, и яркость индивидуальности режиссёра, свежесть и остроту его взгляда. Фестивальное кино не снимается для массового зрителя, у него совсем другая цель.

Зритель же более свободен и «неприхотлив» в оценке фильмов. Перед ним не стоит задача выбрать лучшую картину или определить самого талантливого режиссёра. И еще реже он оценивает вклад в будущее кино. Зритель всего лишь хочет приятно провести время и посмотреть фильм, который ему понравится. Зритель не обязан быть объективным, как раз наоборот, он свободен быть субъективным. Единственный критерий выбора фильма для зрителя — его личные предпочтения. Как правило, фестивальное кино сложнее для понимания, чем массовое, поэтому его просмотр часто может превратиться из расслабления в хоть и приятный, но всё-таки напряженный труд.

«Я смотрела «Левиафан» вместе с обычными зрителями, которые пришли в зал Кинотавра, и они очень страдали».

Кадр из фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

Мы решили узнать мнение директора по исследовательской работе и экспертизе в организации «КиноЭкспертиза», Надежды Астаховой: «Очень часто фестивальное кино требует от зрителя определённого уровня подготовки, он должен понимать киноязык, должен спокойно воспринимать, что фильм может иногда затянуться, наскучить. Люди просто не готовы платить за это деньги. Фестивальное кино лишено зрелищности, а то, что идет в прокате, как раз и является зрелищным и эмоциональным аттракционом. Я смотрела «Левиафан» вместе с обычными зрителями, которые пришли в зал Кинотавра, и они очень страдали. Сложно неподготовленному человеку смотреть такое кино. Кино — вымышленный мир. Проблема нашего авторского кино — направленность на рассмотрение глубоких социальных проблем. Как правило, это тяжелые темы. Человек не слишком хочет переживать эти негативные чувства, тем более, если он еще и видит их в жизни».

В этом и кроется ответ на вопрос о причинах кассовых провалов фестивального кино. Оно ориентировано на подготовленного зрителя, на того, чья цель — объективно оценить и проанализировать фильм, а не только получить удовольствие от его просмотра. В роли таких подготовленных зрителей обычно и выступают кинокритики.

Автор: Мария Терк