Образование является важнейшим социальным институтом, который выполняет значимые для личности и общества функции. Среди них можно выделить функцию нравственного, умственного и физического развития человека, функцию социализации и функцию формирования профессиональных компетенций. В России, как и в ряде других стран, существует несколько ступеней образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское образование. Рассмотрим высшее профессиональное образование, с помощью которого формируются качества будущего участника рынка труда. От уровня образования, полученного выпускниками вузов, зависит качество трудовых ресурсов страны, развитие экономики и скорость общественного прогресса во всех сферах. Изменения в стратегиях развития высшего профессионального образования зависят, прежде всего, от образовательной политики, которая формируется под влиянием политической и экономической ситуации в стране.

За последние 20 лет система российского образования претерпела ряд изменений, которые перенесли его из сферы нравственного воспитания в сферу удовлетворения потребностей индивида в достижении престижа, успешности, профессионализма. Это не значит, что образование перестаёт выполнять важную функцию социализации индивида, это лишь приводит к тому, что теперь оно приобретает другой смысл. Если в советское время образование было бесплатным, оплачивалось государством, то с развитием рыночных отношений оно становится услугой, ориентированной на потребителя.

Рынок образовательных услуг, который начал создаваться в период после распада СССР, формируется на основе:

  • спроса, то есть желания членов общества получать услуги в виде высшего образования, который выражается в численности студентов, поступающих в вузы;
  • предложения, которое формируется со стороны вузов и выражается в числе образовательных организаций, а также зависит от образовательной политики, потребностей рынка труда в специалистах и социально-экономических условий.

Соотношение спроса и предложения на рынке образовательных услуг, а также динамика потребления, и являются темой настоящей статьи.

Период с 1960-х по 2014 год для анализа выбран не случайно, поскольку наибольший интерес представляет изменение потребления образовательных услуг в связи с переходом от плановой к рыночной экономике. С середины 50-х гг. во всех сферах общества началась так называемая «оттепель», в том числе и в сфере образования. Школа ещё оставалась подконтрольной государству, но в ней появился «творческий педагогический дух, вкус к творчеству»[1], что и открыло путь дальнейшим преобразованиям в этой области.

Соотношение числа образовательных учреждений и численности студентов

 

Как видим из графика, число организаций высшего образования росло с 1960-х годов на протяжении последующих сорока лет. За этот период произошёл рост количества вузов с 430 до 1134. Причём значительное изменение наблюдается с момента распада СССР в 1991 г. Если прирост в числе вузов за 1960–1980-е годы составил всего 64 организации, то за пятилетний период после распада СССР количество организаций выросло на 252 единицы. Такое резкое увеличение числа вузов было вызвано проведением образовательной реформы 1985–1992 годов, давшей свободу для создания новых вузов, в частности, негосударственных. Но после 2008–2009 годов наблюдается сокращение числа высших учебных заведений, что было связано с экономическим кризисом 2008 года. В 2013–2014 годах количество учреждений сравнимо с тем, что наблюдалось в начале 2000-х годов. Причиной тому послужили новые реформы, в частности, проведение мониторинга эффективности вузов Министерством образования и науки РФ в марте 2014 года[3]. Многие вузы прекратили своё существование или были объединены с другими, что способствовало сокращению их числа.

Источник фото: http://fr.harrisonbrook.co.uk/

Сокращение предложения ведёт к сокращению количества поступающих, что также видно из графика №1. Так, в 60–80-е годы наблюдался рост числа студентов с 1496,7 тысяч до 3045,7 тысяч человек, обусловленный возрастающим спросом на образование в период «оттепели» и ростом числа учебных заведений. Снижение потребления образовательных услуг в период 1990–1996 гг. обусловлено экономическим и политическим кризисами в стране. Причинами стали: «небрежение власти внутренними закономерностями развития образования, её полное огосударствление, превращение в пассивный объект социальной и идеологической хирургии»[4]. Закономерным итогом стало падение интереса к образованию в 90-е гг. Поэтому с 1985 года начинает проводиться реформа, цель которой – вывести образование из-под контроля со стороны государства и заставить его стимулировать общественные изменения. Реформа имела положительные результаты, но в связи с начавшимися рыночными преобразованиями её реализацию прекратили. В итоге бюджетное финансирование образовательной сферы было сокращено. Первым шагом стало принятие в 1992 году Закона «Об образовании», который разрешил вузам развивать платные услуги, что привело к росту негосударственных учреждений. В результате этих изменений численность студентов возрастает с 1996 по 2008 год. В начале 2008/2009 учебного года наблюдалось рекордное количество вузов (1134 организации) и студентов (7513 тыс. человек). В основном рост количества вузов был обусловлен увеличением числа негосударственных учреждений[5].

Число частных вузов уже в 1995 году насчитывало 193 единицы, но уступало количеству государственных учреждений. К 2008/2009 годам их число достигло максимума – 474 учреждения, тем самым сократив разрыв с государственными учреждениями. В связи с экономическим кризисом 2008 года, число частных вузов сократилось до 452 единиц. В следующем году оно снова увеличилось до 462 вузов, но потом наблюдается резкий спад. Что касается государственных вузов, то их число всегда превышало количество негосударственных учреждений. Единственное отличие динамики численности государственных организаций от динамики частных в том, что их сокращение произошло в 2007/2008 году, а сокращение частных вузов – только в 2009/2010 году. Это объясняется тем, что некоторые государственные вузы просто прекратили свое существование в 2007/2008 году в связи с началом реорганизации системы высшего образования в 2007. Цель этой реформы состояла в создании крупных государственных вузов, которые получали бы существенное финансирование из государственного бюджета[6]. Без сомнений, сокращение государственных вузов не было связано с экономическим кризисом, поскольку государственное финансирование позволяет образовательным учреждениям оставаться более устойчивыми по сравнению с частными вузами, сокращение числа которых в первую очередь было обусловлено экономическим кризисом и уменьшением финансовых поступлений со стороны обучающихся. Финансирование со стороны государства сыграло свою роль в адаптации государственных вузов после кризиса, и уже к 2009/2010 учебному году максимальное число государственных вузов достигло 662.

Наряду с динамикой количества учебных заведений и численности студентов важно рассмотреть распределение студентов по формам обучения: очной, заочной, вечерней и экстернату, поскольку они тоже претерпели изменения в ходе образовательных реформ. В СССР существовало только три формы обучения. Большинство студентов поступали на очное отделение, таких в 1960-е годы было 699,2 тыс. человек, чуть меньше – на заочное (629,9) и меньше всего на вечернее отделение[7]. Если говорить о долях студентов разных форм обучения от общей численности студентов, то с 1980 по 2005 доля очников значительно превышает долю тех, кто учится заочно (53,3% против 31,5%). Но в 2006 году численность студентов очной и заочной формы обучения сравнялась. Начиная с 2008 года, доля студентов заочной формы обучения превышает долю студентов-очников. Растущий спрос на заочное образование связан, во-первых, с желанием совмещать работу и учёбу, а во-вторых, с необходимостью переквалификации старшего поколения, которое пытается адаптироваться к новым экономическим условиям. Образование, являясь потребительским благом, в рыночных условиях рассматривается как инвестиция в человеческий капитал. На смену «образованию на всю жизнь» приходит принцип «образование через всю жизнь»[8]. Стало выгодно получать несколько образований, чтобы быть востребованным на рынке труда. Заочная форма обучения удовлетворяет этим условиям. Также стоит отметить появление в 1995 году после распада СССР такой формы обучения, как экстернат, которая позволяет реализовывать индивидуальную образовательную стратегию – совмещать работу с учебой. Это также выгодно в рыночных условиях. Число студентов-экстернов до 2009 года росло и составляло 175,9 тыс. человек, далее наблюдался спад, и на 2013/2014 год их число уже равно 54,7 тыс. человек.

В целом, изменения в динамике потребления государственных и негосударственных образовательных услуг соответствуют тем, что были рассмотрены для всех вузов. Но вид учреждения сыграл свою роль в распределении студентов по формам обучения. При сравнении численности студентов на каждом отделении в государственных и негосударственных учреждениях наблюдаются значительные различия в структуре. Так, в государственных вузах в 2013/2014 году процент студентов, поступающих на очное отделение (52,4%), превышает долю тех, кто поступает на заочное отделение (43,4%)[9]. Далее по численности студентов идет очно-заочное отделение (3,2%) и экстернат (1%). Что касается негосударственных вузов, то большинство студентов идёт на заочное отделение (80,8%), далее очное (13,9%), затем вечернее (4,2%) и экстернат (1,1%). В 2000/2001 году в государственных вузах наблюдалась диспропорция в количестве студентов на очном отделении по сравнению с заочным: 1699,9 тыс. человек против 794,6. В частных же вузах, наоборот, отмечается большее число студентов на заочном отделении. Причины этого могут крыться в расходах на образование в разных типах учреждений.

Исходя из данных о затратах на обучение, можно заключить, что образование в негосударственных вузах обходится дешевле, чем в государственных. Например, в 2007 году разница в затратах на обучение составляла 1937 рублей. К 2012 эта разница уже составляет 7915 рублей в пользу государственных учреждений. Людям, получающим заочное образование, которое предоставляется платно, выгоднее идти в негосударственные вузы, где обучение стоит дешевле. Что касается очного образования, то многие идут в государственные вузы, так как там есть бюджетные места. Негосударственные же вузы их не предоставляют.

Численность студентов коммерческого отделения в последнее время растёт. Их доля с 60,7% в 2007/2008 году выросла к 2010 году до 62,8%[11]. Экономический кризис не привёл к снижению доли студентов коммерческого отделения. Тому может быть несколько причин, одной из них, например, может быть рост численности таких студентов вследствие введения в 2009 году ЕГЭ. Поскольку это был первый опыт новой формы экзамена, студенты, сдавшие его на невысокие баллы, поступали в вуз на коммерческой основе.

Восприятие образования как услуги формирует представление о том, что поступить в вуз, имея достаточные материальные средства, можно и без какого-либо отбора. Абитуриент платит за услугу, а вуз эту услугу предоставляет. Однако, начиная с 2011 года, численность студентов, обучающихся на коммерции, снижается, потому как вузом определяется количество мест, на которые осуществляется набор абитуриентов даже на коммерческое отделение. Теперь абитуриенты, не прошедшие конкурс, не могут поступить в вуз даже при достаточных материальных средствах. Таким образом, отбор проходят все независимо от формы обучения.

Устройство выпускников высших учебных заведений на рынке труда по направлениям

Одной из важных функций образования является подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. Рынок образовательных услуг должен отвечать на конъюнктуру рынка человеческих ресурсов и обеспечивать необходимым количеством специалистов. Данные Росстата о численности выпускников, которые пошли работать по своему направлению, и тех, кто устроился по другой специальности, приведены на графике ниже.[12]

За пятнадцатилетний период выросло количество выпускников, которые получили направление на работу, с 130 тысяч человек до 172.8. Пик по количеству трудоустроенных студентов был достигнут в 2008 году. Тогда он превысил 200 тыс. человек. Доля же тех, кто не нашёл работу по специальности, остается равной третьей части выпускников. Нельзя сказать, что большинство выпускников вузов не находит работу по специальности, однако процент таких специалистов всё-таки велик, хоть и снизился к 2012 году.

Высшее образование отвечает на запрос рынка труда, что выражается в распределении на работу специалистов по разным направлениям подготовки. Больше всего в 1995 году на рынке труда было специалистов по гуманитарно-социальному направлению (33731), далее по численности идут естественное-научное направление (28242) и экономика и управление (26995). За последующие 7 лет количество выпускников, обучающихся по направлениям «экономика и управление», «естественное-научное», резко выросло до 44636 человек и 56930 соответственно. Количество выпускников естественно-научной специализации к 2002 году выросло, но несопоставимо с темпами роста количества выпускников других направлений. Если в целом оценивать трудоустройство выпускников трёх наиболее популярных направлений, то более половины студентов экономического и гуманитарно-социального направлений находят работу по специальности. Из числа всех выпускников в 2002 году только 10% не устроились по специальности. Причем количество не нашедших работу по своему профилю резко снизилось в 2000 году по сравнению с 1995 годом (на 40%). Студенты, обучающиеся по направлению «экономика и управление», находятся в менее выгодном положении, чем студенты других направлений, поскольку лишь около 40% из них находят работу по специальности. Доля тех, кто устроился на работу по другой специальности, в 2002 году составляет 13%.

Источник фото: http://intechno.kz/

Таким образом, на рынке труда существует переизбыток специалистов экономического направления, поэтому всё большая часть выпускников не устраивается по специальности. Но нельзя сказать, что это относится только к данной специализации. Около трети выпускников вузов в целом не находят работу по своей специальности, что свидетельствует о несоответствии требований рынка труда и спроса молодых людей на высшее образование.

Выводы

Образование как сфера общественной жизни в России находится под влиянием определенных политических и социально-экономических факторов. Спады и подъемы в экономике, политические кризисы, реформы образования определяли динамику потребления на протяжении рассматриваемых периодов.

Новые рыночные условия сформировали отношение общества к образованию как к потребительской услуге, которая предоставляется не только государственными учреждениями, но и коммерческими частными вузами. Потребление государственных образовательных услуг всегда превышало потребление услуг частных вузов, но несмотря на определенное недоверие к частным вузам, они привносят значительный вклад в развитие образования, особенно в условиях рыночной экономики, поэтому стоит уделять внимание изучению не только потребления в государственных вузах, но и в частных образовательных учреждениях в современной России.

 Автор: Дарья Лысак

Источник фото: http://edushine.in/

[1] Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Т. 1. М., 2006. С. 48.

[2] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (официальная статистика).

[3] URL: http://www.gzgu.ru/naw.php?p=100.

[4] Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Т. 1. М., 2006. С. 49.

[5] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (официальная статистика).

[6] Курская А. Вузы приговорили к сокращению, а их преподавателей – к научной работе. М., 2012. URL: http://ria.ru/analytics/20120830/733765324.html.

[7] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (официальная статистика).

[8] Алпатова Э. С. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2012. № 5-6. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/—ep12-05/520.

[9] Статистический сборник «Социальное положение и уровень жизни населения России». М., 2013.

[10] Статистический сборник «Социальное положение и уровень жизни населения России». М., 2013.

[11] Там же.

[12] Статистический сборник «Образование в России», 2003. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_33/Main.htm.