Как грамотно составить резюме? По данному вопросу написано множество статей, также множество образцов резюме имеется в Интернете. THE WALL обобщил имеющуюся информацию и составил рекомендации для написания успешного резюме.

Первое знакомство…

Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закреплённых в ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации, является «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности». В рыночных условиях для полноценной реализации «свободы труда» и своих амбиций необходимо эффектно ознакомить работодателя со своими способностями, достижениями, опытом работы. Наиболее приемлемой формой для этого является резюме.

Первое знакомство с потенциальным сотрудником происходит без его личного участия. В подавляющем большинстве случаев ваш путь в компанию мечты начнётся с отправки резюме, которое будет рассматриваться HR-персоналом. Для того чтобы с вами лично захотели пообщаться, ваше резюме должно «зацепить», заинтересовать возможного работодателя. Каким бы знающим студентом или первоклассным специалистом вы не являлись, и какого бы стажа работы у Вас не имелось – всё это может не сыграть желаемой роли, если ваше резюме плохо составлено. Начиная составлять резюме, стоит помнить, что оно представляет собой продающий текст, т.е. текст который продаёт человека работодателю.

Что и как следует указывать в резюме, чтобы вам не сказали «до свидания», так и не успев познакомиться лично? Какие типичные ошибки допускают соискатели при составлении резюме?

В западной культуре, как известно, резюме называют CVCurriculum Vitae, что в переводе с латыни означает «жизнеописание». Отсюда и мораль, что из резюме работодатель должен составить впечатление не только о вашем предыдущем карьерном пути, но и о том, что вы представляете как личность. С другой стороны, работодателю важно понять, что соискатель соответствует духу компании и сможет справиться со своими будущими обязанностями.

Перед тем, как начать писать резюме, вам следует чётко определить план ваших действий и представить, что бы вы хотели получить в результате. Существует несколько видов резюме, которые можно использовать в зависимости от цели, которую Вы преследуете.

«Перед тем, как начать писать резюме, вам следует чётко определить план ваших действий и представить, что бы вы хотели получить в результате.»

Виды резюме:

1)Первый вид резюме – это хронологическое резюме, в котором профессиональная деятельность описывается с помощью перечисления мест работы в обратном хронологическом порядке. Образование и дополнительные сведения следуют в конце списка. Работодатели часто предпочитают данный способ изложения, так как он позволяет быстро сориентироваться в профессиональной истории специалиста. Кандидатам эта форма выгодна при условиях, что у них не было серьёзного пробела в трудовом стаже, и они претендуют на аналогичную должность, которую занимали ранее.

2)Другой вид резюме – функциональное резюме. Задача такого резюме сфокусировать внимание адресата на выбранных вами моментах профессиональной истории или навыках. Список ваших карьерных достижений в таком резюме строится в порядке значимости. У соискателя появляется шанс заинтересовать работодателя, несмотря на перерывы в работе или отсутствие опыта. Также данный вид резюме сможет сработать, если навыки, которые Вы укажете, достаточно редки и востребованы на рынке труда, и необходимы для выбранной Вами вакансии.

3)Самый популярный вид резюме – комбинированное резюме. Данный вид резюме станет отличным выбором в особенности для кандидатов, которым есть, чем похвалиться. Описание строится также, как и в резюме хронологического типа т. е. в обратном хронологическом порядке. Каждое место работы сопровождается описанием функций, которые выполнял сотрудник. В резюме обычно включается список достижений кандидата и важных проектов, в которых он принял участие.

4)Среди соискателей встречаются оригинальные люди, которые предпочитают использовать необычное резюме, отличающееся от «обычного» способом подачи информации и её носителем. К примеру, сюда можно отнести инфографическое резюме, в котором рассказ о кандидате представлен графически, в виде таблиц, диаграмм и схем. Резюме, визуализирующее достижения и опыт работы, может помочь Вам выделиться среди других соискателей, но возникает вопрос: будет ли ваш оригинальный подход оценён? Здесь всё зависит от сферы Вашей деятельности, компании и личности работодателя. Если вы решили создать резюме в подобном формате, можно представить его как альтернативу или приложить к классическому резюме.

Перечислив виды резюме, предлагаем сконцентрироваться на ошибках, которые нельзя допускать при составлении CV.

Типичные ошибки, которые выделяют HR-менеджеры:

1)Во-первых, при составлении резюме не все соискатели понимают задачу своей целевой аудитории. Как бы грубо и цинично это не звучало, но когда речь идёт о поиске работы, то человек играет всего лишь роль товара на витрине рынка труда. Перед работодателем стоит конкретная задача: получить максимальный результат за вложенные в сотрудника деньги или закрыть вакансию подходящим человеком, сократив до минимума затраты.

2)Во-вторых, некоторые кандидаты составляют резюме по шаблону, используя общепринятые клише, не подкрепляя патетические фразы фактическими данными своих карьерных достижений. Резюме должно явно отражать индивидуальность соискателя. Стандартизированное резюме не позволит работодателю понять, подходите ли Вы компании. В итоге Ваше резюме может отправиться в корзину.

3)В-третьих, многие использует одно и то же резюме для широкого спектра вакансий, думая, что ихкуда-нибудь да возьмут. HR-сотрудники советуют подходить к выбору каждой вакансии обдуманно и соблюдать правило: «Для каждой вакансии – отдельное резюме».

Обратив внимание на ошибки, приступим к разбору этапов составления резюме.

1)Первый шаг, который необходимо сделать — найти вакансию и внимательно изучить все требования, предъявляемые к соискателю. Получите как можно больше информации о компании, куда вы хотите попасть. Сопоставьте, обладаете ли вы достаточными знаниями, компетенцией, навыками для указанной работы.

2)Хорошее резюме «затачивается» под определённую вакансию. К примеру, в требованиях может быть указано: «Уровень английского не ниже upperintermediate, отличные познания в области международного частного права, или знание Html и Javascript». Если у вас имеются указанные навыки, не стоит скромничать – укажите это в вашем резюме отдельной фразой. Потенциальному работодателю будет проще понять, что вы обладаете именно теми навыками, которые необходимы для данной вакансии.

3)Одной из самых важных задач при составлении резюме является определение его структуры. Обычно в резюме вся информация структурируется в определённые разделы: личные данные (ФИО, контактная информация), образование, опыт работы, ключевые навыки, личностные качества и другие. При написании резюме необходимо помнить, что оно конкурирует с десятком других, поэтому желательно акцентировать внимание работодателя на ключевых моментах. Однако HR-работники не советуют употреблять сложные термины и фразы, а также «лить воду». Информативное, но в то же время написанное простым языком резюме, в котором отражены факты профессиональной деятельности, будет смотреться куда выигрышней, чем резюме, в котором за витиеватыми выражениями и громоздкими фразами сложно уловить суть.

4)При заполнении графы «Опыт работы» HR-менеджеры советуют указывать не только место работы и обязанности, но и ваши достижения. Рассмотрим пример. Если в обязанностях вы указали «общение с клиентами», то это мало кого удивит. Однако если вы укажете в зависимости от сферы вашей деятельности, сколько клиентов вам удалось привести в компанию или сколько выигрышных дел имеется у вас за плечами, как вам однажды удалось улучшить и модернизировать процесс работы, это может поставить вашу кандидатуру в преимущественное положение по сравнению с другими соискателями. Таким образом, вы показываете, что умеете ставить перед собой цель и умеете достигать результатов.

Избегайте в вашем резюме абстрактных суждений и избитых клише. Помните, что каждая сказанная вами фраза должна иметь фактическое подкрепление. Для описания дополнительных преимуществ вы можете включить в резюме, к примеру, ваши любимые книги, убеждения и принципы. Такие моменты характеризуют вас как личность и могут выделить на фоне остальных кандидатов. Если вы решили использовать общие фразы для описания сильных сторон вашей личности, не забывайте давать пояснения, иначе сказанное вами будет выглядеть голословно. К примеру, если вашими сильными сторонами является быстрая обучаемость, аналитический склад ума и стрессоустойчивость, растолкуйте это. Вероятно, вы использовали аналитические способности для решения сложных задач на предыдущей работе. Стрессоустойчивость проявляется в способности сохранять спокойствие при эмоциональных нагрузках и в критических ситуациях.

«Избегайте в вашем резюме абстрактных суждений и избитых клише. Помните, что каждая сказанная вами фраза должна иметь фактическое подкрепление.»

Сложно поспорить с мнением выдающегося древнеримского оратора и философа Марка Туллия Цицерона: «Чем кто умнее, тем он скромнее». Однако при написании резюме HR-работники скромничать не советуют. Напишите все ваши достижения и заслуги в профессиональной сфере, чтобы заинтересовать вашего потенциального работодателя.

Вопросы, которыми задаются многие соискатели, что указать в резюме, к примеру, выпускнику, у которого не имеется пока богатого опыта работы. Можно ли указать в резюме недостоверные факты? Мы настоятельно рекомендуем этого не делать.

Кандидатам, которые, к примеру, только закончили вуз, и не имеют достаточного опыта работы, можно сделать акцент на образовании, имеющихся знаниях, мотивации работать и потенциале. Укажите в начале резюме графу образование. В опыт работы можно включить производственную практику на старших курсах, одноразовые подработки, участие в волонтёрских и благотворительных мероприятиях, академические заслуги. Покажите работодателю, что вы нацелены на работу и что для этого у вас имеется достаточный багаж знаний.

Писать недостоверные факты, придумывать вещи, которых в вашей жизни не было, вам никто не запрещает. Но, всё же, стоит помнить о возможных неблагоприятных последствиях. Работодатель может проверить указанную Вами информацию, особенно если он «съел на этом собаку». Старайтесь быть искренними и откровенными, покажите, что Вы готовы расти, развиваться и работать с энтузиазмом. Людям приятно сталкиваться с правдой.

5)Другим актуальным вопросом является то, как оформить резюме. Классическими способами оформления резюме являются расположение текста в две колонки (название разделов слева, текст справа) или в одну колонку. Выбор способа зависит от ваших предпочтений и от объёма имеющихся сведений, которые Вы намерены указать в документе. Студентам и выпускникам стоит обратить внимание на двухколонный способ, который больше подходит для малого количества сведений. Данные форматы не даром используются для резюме, так как обеспечивают прекрасную читаемость документа и позволяют рекрутеру легко ориентироваться в содержимом.

По рекомендациям HR резюме должно быть выдержано в деловом стиле. Не следует увлекаться чрезмерным оформлением: использовать изображения (если только это не ваше фото), добавлять нестрандартные шрифты и прочие элементы оформления. Если вы хотите акцентировать рекрута на какой-либо важной информации – выделяйте её жирным шрифтом. Однако лучше также не злоупотреблять этим.

«Классическими способами оформления резюме являются расположение текста в две колонки (название разделов слева, текст справа) или в одну колонку. Выбор способа зависит от ваших предпочтений и от объёма имеющихся сведений, которые вы намерены указать в документе.»

Подводя итог вышесказанному, перечислим основные советы для современного соискателя:

1)Резюме следует составлять индивидуально под определённую вакансию;

2)Писать нужно лаконично, информативно, лучше избегать громоздких фраз, клише;

3)Любую информацию необходимо подкреплять фактами;

4)Резюме следует составлять в официально деловом стиле, не увлекаться элементами декора, важную информацию выделять жирным шрифтом.

Результатом должен стать документ, который, с одной стороны, показывает, что вы являетесь профессионалом в той сфере, в которой хотите работать, отвечаете заявленным работодателем требованиям, умеете добиваться результата, а с другой стороны, демонстрирует вашу личность.

Удачи!

Автор текста: Дарья Юрова

Источник фото: www.morganmckinley.ie