За Кирой Найтли мы наблюдаем с возбуждением не меньшим, чем за её оскароносной близняшкой Натали Портман. И если последняя уже получила свою желанную статуэтку, то Найтли удача обходит стороной. Хочется верить, что с выходом «Колетт» — истории о французской писательнице, ломавшей стереотипы ещё в начале XX века (в кино с 29 ноября) – Оскар наконец перестанет ускользать от Киры. Ведь в этой картине есть всё, что может потребоваться толерантно настроенной комиссии: женщина-победитель, опозоренный мужчина и… сексуальные меньшинства!

Количество ролей «сильных и независимых» в репертуаре Киры Найтли так велико, что давным-давно превысило все мыслимые границы. Элизабет Свон из «Пиратов», Гвиневра из «Короля Артура», даже Элизабет Беннет из «Гордости и Предубеждения»; также и женщины, которым повезло меньше – Джорджианна из «Герцогини» и Анна Каренина.

Эмоциональность и глубина женских ролей всё время возрастают, и Найтли ни разу не даёт поводов сомневаться ни в силе, ни в нежности изображенной героини. Все эти роли рано или поздно должны были привести к кульминации её карьеры – и критики в один голос заявляют, что Киру Найтли запомнят именно за роль Габриэль Сидони-Колетт. Больше расти некуда, а ведь британской актрисе всего 33 года!

В мир, ещё не отошедший от #MeToo, «Колетт» вписывается просто идеально

О том, что это была за женщина, вам в красках расскажут Google и Википедия. И если для кого-то будет спойлером, что Колетт всё-таки побеждает мужа, то ему стоит задаться вопросом: для чего тогда был снят этот фильм? В 2018-то году? В мир, ещё не отошедший от #MeToo, «Колетт» вписывается просто идеально.

Женщина не только заявляет о своём праве на авторство, но и откровенно плюёт на «чисто женские обязанности». Фильм выдержан в духе чайлд-фри: о возможном пополнении в семействе не заговаривают даже родители героини, хотя это, ну, сами понимаете, обязательная сюжетная линия в фильме о женщинах, которые идут против общественных ожиданий.

Поблагодарить за это стоит либо сценаристов, прекрасно знающих, как слепить драму без приевшихся штампов, либо реальную жизнь: ни один из важных сюжетных поворотов не был придуман, хотя отдельные мелочи (например, отношения Колетт и певицы Полер) и были опущены. Биография реальной Сидони Колетт сработала просто отлично – и идеально легла в современные реалии, даже если не самые приглядные детали (к примеру, что она была замужем во второй раз и завела роман с сыном своего мужа) проигнорированы  в целях драматизации.

Эти же современные реалии повлияли и на основного мужского персонажа. Об игре Доминика Уэста, исполнившего роль Вилли – того самого мужа, который крадёт у жены её талант – почти не говорят просто потому, что он пропадает в тени Киры Найтли – «красивой, дерзкой, гениальной». И вовсе не потому, что он недостаточно вжился в роль: герой он настолько несимпатичный, что ни секунды не вызывает сочувствия. 

Даже сцена, в которой Вилли жалуется жене, давно ставшей чужой, на потерю своих сексуальных способностей, вставлена то ли ради издёвки, то ли для акцентирования внимания на широте души Коллет. Перед ней человек, не раз её обманывавший, лгущий прямо ей в лицо, но она всё ещё добра к нему. Ведь настоящая женщина умеет не только победить, но ещё и понять, и простить – в отличие от мужчины, не готового уступить свою даму другому мужчине… а вот женщине? Почему бы и нет

К тому же, сценарий – это продукт работы двух геев и одной девушки, и девушки же доминируют в продюсерской группе. Шутки шутками, но ожидать от меньшинств фильм не о меньшинствах было бы неправильно. (Это ли не победа феминизма, когда женщины управляют съемочным процессом и доказанно создают продукт не худший, чем мужчины?) И, по большому счёту, мы должны радоваться, что фильмы о ЛГБТ давно переросли площадки местячковых фестивалей и теперь демонстрируются каждому, кому хватает осознанности, чтобы смотреть их.

Фильм показывает, как можно справляться с ненавистью, демонстрируя невероятную силу главной героини и её же желание не мириться с действительностью. Ружья, развешенные в разных местах сценария, рано или поздно выстреливают: начиная с двусмысленной фразы «Мне больше приглянулась его жена», намекающей на реальные предпочтения Колетт, и заканчивая символичной сценой знакомства с театром пантомимы.

Женщина поёт, но мужчина-мим двигает губами, и большую часть этой сцены зрителю кажется, что голос принадлежит именно ему… Не это ли происходит с публикой Франции, которая верит, что Вилли действительно способен создавать романы для девушек, которые на самом деле принадлежат перу его жены?

Как бы ни хотелось придраться к исключительно восторженным мнениям критиков, приходится признать их правоту. «Колетт» встаёт в ряд фильмов о сильных женщинах, отражая все актуальные проблемы: положение женщины в обществе, глупость определённых мужчин и однополые отношения. Символизм, даже неглубокий, придаёт фильму определённый шарм, цепляя зрителя и заставляя его невольно переживать главной героине. 

Пока что неизвестно, что картина принесёт и создателям, и исполнительнице главной роли, но она обладает потенциалом как фильма, номинированного на «Оскар» (как минимум – за костюмы и главную женскую роль), так и очередного пункта в подборках «Топ-10 фильмов, которые заставят тебя поверить в себя». Куда же его отнесёте вы?

Автор: Анастасия  Гастин