Екатерина Кожара и Максим Карнаухов занимаются тем, что превращают городское пространство Москвы и Санкт-Петербурга в настоящую художественную галерею, где экспонатом становится порой самый незамысловатый и на первый взгляд ничем не примечательный объект — закрашенные граффити на стенах, металлические трубы и обшарпанные стены. Мы поговорили с участницей проекта Катей и узнали, с чего все началось и чего ждать в будущем.

О зарождении проекта
Есть две маленькие истории о том, как зародился наш с Максимом проект. У меня во дворе как-то шла стройка, и вокруг лежало много мешков с песком, а посреди них — песочная горка, почти год все это пролежало. Обычно я проходила мимо, а тут решила сфотографировать и отправить другу с пометкой «Массы и время». Мы посмеялись, но этот момент отпечатался в моей памяти.

А прошлым летом мы с друзьями отправились в Германию, в город Кассель, где проходила биеннале современного искусства «documenta». Там мы настолько погрузились в современное искусство, что к концу поездки, гуляя по городу, задавались вопросом: «Это очередной арт-объект или нет?».

Наш проект стал некой рефлексией над тем, что мы видели на «documenta». Сначала мы с долей иронии отнеслись к нему, а затем решили развивать в более серьезном направлении.

Я сказала, что на стене здания находится арт-объект, забавно, что полицейский не понял, куда именно нужно смотреть. Глядя на меня, полицейский спросил: «А рекламу зачем клеите?»

 

“Здравый смысл — чувство прекрасного”
Мы долго думали над оформлением будущих экспонатов. В итоге решили ограничиться фотографией и табличкой. Обычно это происходит так: увидели интересный объект, сфотографировали и прислали друг другу. Если образ вписывается в концепцию, то придумываем название и занимаемся оформлением. Вернуться и найти объект в том же состоянии — большая удача. Часто то, что понравилось, могут закрасить.

Была идея создать что-то официальное, в стиле настоящего музея, отсюда и родилось длинное название «Городская Галерея Уличного Объекта». Относительно самих объектов мы работаем независимо друг от друга. Я отвечаю за те экспонаты, что находятся в Москве, а Максим — за галерею в Петербурге.

Я стала чаще обращать внимание на какие-то мелочи вокруг себя. Отсюда и рождается основная идея нашей «галереи» — взаимодействие городской среды и человеческого внимания

 

А рекламу зачем клеите?
Обычно люди мало обращают внимания на то, что мы делаем. Наши объекты часто находятся в малолюдных местах, двориках. Кто-то фотографирует. Конечно, есть и те, кто срывает таблички.

Однажды произошел забавный случай. Я клеила табличку, когда ко мне на машине подъехали полицейские и спросили, чем я тут занимаюсь. Я сказала, что на стене здания находится арт-объект, забавно, что полицейский не понял, куда именно нужно смотреть. Глядя на меня, полицейский спросил: «А рекламу зачем клеите?»

О работах
Нашей первой работой стала серия оммажей (прим.— дань кому-либо), посвященная художнику Марку Ротко. В Москве на стенах часто встречаются закрашенные граффити, надписи на зданиях, которые походят на работы, выполненные в абстрактном стиле. Затем начали появляться инсталляции и интерактивные объекты.

Декабрьские настроения. Интерактивная инсталляция

Сейчас наша «галерея» насчитывает порядка 33 объектов. Есть серия оммажей, интерактивных объектов — то, с чем можно повзаимодействовать, и контррельефов (обшарпанные стены и т.п.). Еще есть цикл «зоологические наброски», один из любимых Объектов — «Жираф».

Жираф. Контррельеф (из цикла «Зоологические наброски»). Стена, фасадная краска

Об идее
Сложно определить жанр. Кто-то называет это стрит-артом, а по мне, идентификация вовсе не обязательна. Тем более, границы в искусстве сейчас настолько размыты… В будущем мы планируем поработать над другими форматами: со звуковыми эффектами, светом и тенью.

В первую очередь, мы делаем то, что нам интересно. При этом есть люди, которым наше творчество импонирует. Кто-то даже делится своими художественными «находками» и присылает нам фотографии, просит сделать объектом.

Чему меня научил проект? Я стала чаще обращать внимание на какие-то мелочи вокруг себя. Отсюда и рождается основная идея нашей «галереи» — взаимодействие городской среды и человеческого внимания.

Автор: Дарья Зарубина
Фото предоставлено Городской Галереей Уличного искусства