Beat Film Festival продолжает показывать московским зрителям шедевры мировой документалистики. В прошедший вторник состоялось открытие совместной программы фестиваля и Института «Стрелка» — «Место действия».

В рамках этой программы демонстрируются три фильма: «Гражданин Джейн: битва за Нью-Йорк», «Рем» и «Стокгольм — моя любовь». Премьера фильма про Джейн Джейкобс, знаменитую активистку Большого Яблока, уже состоялась, но у вас еще есть возможность попасть на повторный показ 4 июня. Перед просмотром фильма состоялась дискуссия на тему нового урбанизма. Участники обсуждали саму деятельность Джейн Джейкобс, её методы работы с городом и возможность появления подобной личности в России. На повторном показе послушать экспертов не получится, но запись прямой трансляции можно посмотреть на официальной странице фестиваля на Facebook.

Что бы вы сделали, если бы через ваш любимый парк решили построить автостраду? Или квартира, в которой воспитываются ваши дети, вдруг стала бы непригодной для жилья, и вас вынуждали поменять её на другую, на окраине города? Учитывая сегодняшнее положение дел в России, такие вопросы не вызвали бы никакого удивления. Но что если все эти события уже происходили на другом континенте более 50-ти лет назад?

Роберт Мозес

Об этом нам и рассказывает Мэтт Тайрнауэр, режиссёр фильма «Гражданин Джейн: битва за Нью-Йорк». Жанр этого фильма, скорее всего, единственный в своём роде — документальный урбанистический блокбастер. Действительно, фильм воплощает все три стороны своего жанра: он описывает реально происходившие события, в центре конфликта — город-Нью-Йорк, а главные действующие лица — горожане. И наконец, из-за алчности управленцев пострадавшими оказались простые люди. Поэтому, чтобы отстоять свою точку зрения, понадобились радикальные меры, о которых нам и рассказывает фильм.

После прихода к власти влиятельного управленца Роберта Мозеса в Нью-Йорке началась масштабная кампания по избавлению от трущоб в центре города. В прессе это представлялось как строительство доступного жилья для малоимущих семей, но самом деле было обычной сегрегацией на основе расовых признаков. Помимо социальных проблем вроде образований гетто, бедности, наркоторговли и разбоев, возникавших из-за строительства, новые здания выглядели инородными телами рядом с исторической архитектурой города. Эти районы состояли из ряда одинаковых многоэтажных построек низкого качества, в которых никто не хотел жить. Но «верхушке» не было до этого дела. Программа была отличным способом избавиться от бедняков, выселив их за пределы города, при этом прилично сэкономив.

Но власти не угадали реакцию жителей. Они ожидали от них бездействия и пассивности, но те вышли на улицы ради сохранения своего города. Главной фигурой движения «нового урбанизма» стала Джейн Джейкобс. То, что она была необразованной домохозяйкой, — красочный миф. Джейкобс не имела урбанистского образования, но к моменту главных «боевых» действий у неё уже была слава талантливого журналиста и множество громких статей, в том числе, и про городское устройство. Еще до момента возникновения конфликта Джейн уже выступала за концепцию «нового урбанизма». Эта концепция подразумевала возрождение небольшого компактного города (или района) в противоположность «автомобильным» пригородам. И, конечно же, в центре всей идеологии стояли люди. Маленькие районы— это не только удобство перемещения, но и создание общности людей, которую в английском языке называют «neighbourhood». Компактные районы — это взаимопомощь, участие в жизни друг друга и безопасность. Как говорила сама Джейн Джейкобс, улица безопасна только тогда, когда есть глаза, которые на неё смотрят. Именно глаз и были лишены новые районы.

«Города не должны быть красивыми, они беспорядочные и неорганизованные»

Джейн Джейкобс своим примером доказала, что, если любишь что-то всей душой, то за это стоит бороться. Один в поле не воин, но, что если ты, на самом деле, не одинок? Именно так и был спасён Нью-Йорк. За свою жизнь Джейн написала несколько книг, но её главный труд,  «Жизнь и смерть великих Американских городов», уже давно стал классическим пособием по урбанизму. Если вы хотите узнать еще больше о Нью-Йорке, советуем прочитать книгу Майкла Соркина «Двадцать минут на Манхэттене». Он, кстати, постоянно ссылается в ней на Джейн.

Автор: Мария Терк