Предсказать развитие музыкальной индустрии в ближайшее десятилетие тяжело, но музыканты, критики и просто люди в теме всё равно пытаются. Мы собрали самые распространённые идеи о том, что мы будем покупать и где будем слушать если не грядущие 10 лет, то в ближайшем будущем точно.

Воцарение стриминговых сервисов

Одним из ключевых событий, определивших развитие музыкальной индустрии в прошедшем десятилетии, было появление Spotify – шведского сервиса потокового воспроизведения музыки. К концу 2019 года пользовательская база сервиса насчитывала 188 млн премиум-пользователей, не говоря уже о тех, кто пользуется сервисом бесплатно. Согласно отчёту, опубликованному Nielsen Music летом 2019 года, на стриминговые сервисы приходится 78% музыкального потребления, и не стоит полагать, что в ближайшее время ситуация изменится. С чего бы?

Netflix стал неотъемлемой частью массовой культуры, и Spotify сейчас на том же пути. Пока сервис недоступен в России, но саму технологию уже позаимствовала Яндекс.Музыка. Так что если вы до сих пор покупаете новые альбомы на дисках, а может, даже на виниловых пластинках, в ближайшем будущем вас вполне можно будет назвать романтиком. Интересно и то, что любовь к винилу, по оценке тех же Nielsen Music, возросла на 9,8%. Приятно, что эстетика современному слушателю совершенно не чужда.

Возможно и то, что пониженная стоимость цифровых копий уменьшит уровень пиратства среди слушателей и повысит доступность музыкальных подписок. Ведь если подписка стоит недорого, не грех поблагодарить любимых музыкантов копеечкой – той самой, которая, собранная со всего мира по нитке, рубль бережёт. Для понимания, стоимость премиум-подписки на Spotify без рекламы составит всего 150 рублей в месяц, на Яндекс.Музыку прямо сейчас – 169 рублей в месяц. 

Дальнейшая коммерциализация электронной музыки…

Даже если электронная танцевальная музыка и не находится на пике своего развития именно сейчас, её популярность за последний десяток лет совершила резкий скачок. В прошедшем десятилетии мы наблюдали за творчеством коммерческих диджеев наподобие Marshmello, Slushii, Zedd и Avicii. О вкусах не спорят, но очевидно здесь то, что музыканты ухватились за присущий их времени тренд и наладили отличное коммерческое производство музыки, не сдавая при этом в качестве и штампуя, по сути, однотипные хиты-однодневки.

https://www.instagram.com/p/BedvJjHFOyE/?igshid=y6fi0c8axh4d
Marshmello и Slushii

Человеку, не знакомому с жанром близко, в глаза бросятся навязчивая простота мелодий и незамысловатый текст. Лирика зачастую оставляет впечатление быстрых набросков на коленке, да и тематика из песни в песню отличается мало – любовь, расставания, страдания. Одним словом, всё, что тонет в скоростных битах и теряется между строк. То, что остаётся на поверхности, позволяет любому слушателю «найти себя» в такой песне: любовь, в отличие от политики, войны или глобального потепления, интересует всех. Третий компонент такой музыки – известный вокалист, объединившийся с диджеем ради одной песни. 

Жанр на пике популярности, с коммерческой точки зрения коллаборация выгодна для всех, и пока не совсем ясно, что придёт на смену этой тенденции. Ясно только то, что сейчас именно так выглядит массовая музыка.

… и появление независимых артистов…

Если обвинения в изнасилованиях в Голливуде привели к зарождению целого движения и вскрытию неприглядных подводных течений, то в музыкальной индустрии последние несколько лет отметились скандалами, связанными с Тейлор Свифт  и Ke$ha. В обоих случаях мужчины-продюсеры чинят препятствия для женщин-музыкантов, ограничивая их финансовый доход и даже авторские права. 

Хотя явление не приобрело столь широкого распространения, как в случае с кино, оно стало ещё одним гвоздём в гроб для лейблов, давно потерявших прежнее влияние на музыкальном рынке. Если 10 лет назад, в эпоху MySpace, мечтой начинающего исполнителя было заключить контракт с лейблом, то Джастин Бибер доказал, что главное – дать аудитории то, что ей требуется, даже если это сладкоголосый школьник с разбитым сердцем.

В 2016 точно так же стрельнула Билли Айлиш, загрузив дебютную песню на SoundCloud, чем быстро привлекла к себе внимание. Чтобы дать оценку её популярности, достаточно сказать, что её песня станет заглавным треком к очередной части «Бондианы», так что к 18 годам она обрела тот же авторитет, что Тина Тёрнер к 56 годам.

Конечно, так повезёт не всем, но независимых артистов появилось так много, что на них уже делают деньги. Так, за рубежом появились независимые площадки CD Baby и Tunecore – они позволяют наладить даже производство дисков. То ли ещё будет!

… которые смогут продвигать себя сами

Ни Билли Айлиш, ни Джастин Бибер, тем не менее, совершенно независимыми считаться не могут. Да, лейблы заключили с ними контракты и занимались их продвижением, но это не значит, что нужно уповать на удачу и, залив один-единственный трек, ждать, пока агент сам постучит в личные сообщения. 

Площадок для размещения творчества с той поры появилось немало: крупные сайты вроде Facebook и YouTube не отстают, регулярно обновляя собственные механизмы продвижения. Сервисы Twitch и Mixer полностью посвящены проведению прямых трансляций (подобного рода общением с поклонниками увлекается Брендон Ури, вокалист «Panic! At The Disco»), ту же возможность предлагают другие сайты. Instagram, например, уже ввёл формат «Вопрос-Ответ».

В будущем десятилетии музыканты будут всё больше отходить от лейблов (либо полагаться на маленькие, нередко локальные компании) и заниматься продвижением самостоятельно. Это значит и то, что профессия SMM-менеджера будет более востребована.

Что касается социальных сетей, стоит отметить, что в ближайшем будущем нужно следить за развитием TikTok: забавные миниатюры уже стали визитной карточкой платформы, привлекая в большинстве своём юную аудиторию. Будет интересно понаблюдать, станет ли TikTok полноценным инструментом продвижения, как в своё время Twitter и Instagram, или последует примеру Snapchat и растворится в другом, более крупном проекте.

Кстати, об удержании аудитории и общении с ней: помимо прямых эфиров, может распространиться тенденция прямого «общения». По оценке Billboard, за прошедший год более 300 музыкантов поделились с поклонниками номерами для связи, с которых впредь будут расходиться старые-добрые рассылки. «После нашего концерта нам написало 20% всей аудитории, – делится Райан Теддер, вокалист One Republic, – и объём фидбека значительно возрос по сравнению с Twitter и Instagram за всю нашу карьеру».

Это значит не нарушение личных границ музыкантов, но то, что, добившись определённого успеха, музыкант имеет возможность напрямую общаться с целевой аудиторией при помощи старых-добрых рассылок. Остаётся надеяться, что вместе с рассылками не вернётся классика спама, и музыканты не будут просить переслать сообщения 10 друзьям и ставить ультиматумы.

Размытые границы жанров

Если начинать отсчёт истории музыки с изобретения не первого музыкального инструмента, а пластинки в конце XIX века, выйдет так, что разномастная жанровая музыка за рамками классической, не такая уж и старая. Весь XX век музыканты экспериментировали с разными инструментами, звучанием, подходами к творчеству; не имея базы, на которую могли опереться, музыканты шли от противного – писать «не так, как другие». Их эксперименты привели к тому, что современная музыка насчитывает столько жанров и ответвлений, что отследить развитие каждого из них неимоверно сложно. Более того – сложно создать что-то новое, не повторив того, что уже было сделано кем-то другим.

Это приводит не к созданию новых жанров, но к их смеси. Как объяснить, например, желание Стинга записать альбом в коллаборации с Shaggy, регги-музыкантом? Почему трек «Old Town Road» кантри-музыканта Билли Рэй Сайруса и рэпера Lil Nas X был №1 в американских чартах? Потому что подобные слияния жанров слушателям малознакомы, а приевшаяся попса удерживает слушателей уже не столько за счёт самой музыки, но за счёт готового имиджа или других, мало зависящих от музыки факторов. Например, Селена Гомес и Тейлор Свифт могут позволить себе выпустить проходные, неинновационные альбомы и заработать только на фанатской любви, а вот тем, от кого ничего не ждут, придётся отречься от привычных жанровых рамок; вероятно, именно в следующее десятилетие расположение планет будет этому благоприятствовать. 

Синхронизация с видеоиграми…

Кодзима гений – и не только потому что так оно и есть, но и потому что японский гейм-дизайнер стал одним из первых разработчиков, выпустивших не только игру, но и альбом с полноценными саундтреками. Нужно ли говорить, что привлечение таких музыкантов как Chvrches, The Neighbourhood, Khalid и Bring Me The Horizon положительно сказалось как на экономической прибыли, так и на имидже всех участников проекта? Процветающая индустрия видеоигр может себе это позволить, потому что денежный оборот уже 10 лет как превышает даже денежный оборот Голливуда.

… и технологиями

Если вам кажется, что потолок использования современных технологий в музыке – это искусственный интеллект, который будет писать музыку сам, вы далеки от правды. Как насчёт технологий виртуальной и дополненной реальности, которые позволят слушателю не только попасть, скажем, в декорации музыкального клипа, но и на концерт любимого исполнителя в другой стране? Один из таких музыкальных фестивалей уже провели среди игроков Minecraft; на онлайн-площадках выступали Marshmello и Korn. Быстрого падения цен на «живую» музыку ждать не стоит, но при дальнейшем развитии возможно всякое.

В целом, эксперты отмечают, что музыка становится поликультурной. Если прежде музыкальные направления (например, джаз, панк, рэп) возникали в определённой социальной среде, теперь наступило время их творческого скрещивания. Возможно, отдельные музыканты не от мира сего – например, Grimes, ставшая инициатором крупной дискуссии о вмешательстве искусственного интеллекта в создание музыки – и будут полагаться на технологии, но живая музыка никуда не исчезнет. Остаётся надеяться, что аудитория оценит творческие эксперименты по достоинству, и через десять лет мы не будем говорить о смерти «человеческой» музыки.

Автор: Анастасия Гастин
Фото обложки: Namroud Gorguis