Представьте: 15 апреля 1874 год, первая выставка импрессионистов. Это и есть начало современного искусства. Искусства, ставящего перед собой абсолютно иные цели, искусства, вступающего со зрителем в конфликт. Теперь художник стремится изобразить постоянно меняющуюся действительность. Его методы оригинальны, а зачастую и скандальны. Моне, Дега, Писсаро – именно они положили начало новой художественной практики. Что же дальше? А дальше возникло множество направлений. Возникла провокация, каламбур, скандал. Возникли дадаисты, призывающие сбросить Пушкина с корабля современности, возникли длинные манифесты супрематизма, появился Илья Кабаков, способный отправить советского человека из хрущёвки в космос. Возникли ярость и китч Джеффа Кунса, воплощённые в будто бы надувной резиновой гусенице, каждая складка которой кажется до боли знакомой. Возникли страдание и смелость перфомансов Марины Абрамович, позволяющей прохожим издеваться над собой. Возник политический протест, посвящённый пыткам, Катрин Ненашевой «Груз 300», во время которого художница поместила себя в клетку. Это притягивает, это эпатирует, это вызывает непонимание, и все это- искусство! Или нет..?

Картинки по запросу Катрин Ненашева «Груз-300»

Акционистка Катрин Ненашева провела в прошлом месяце в Москве акцию против пыток: в течение часа сидела на улице в клетке, обмотанной прозрачной пленкой.

Если вернуться к истории, то можно понять, что такой вопрос следовал за каждым произведением с самых истоков, что он стал уже чем-то неотъемлемым, сам превратился в часть творения. Таким образом, выходим на определение, что современное искусство – это практика, постоянно ставящая под сомнение допустимость того или иного объекта. Да и в какой момент объект вообще превращается в произведение искусства? Вспомним скульптуру Марселя Дюшана «Сушилка для бутылок». Вещь из простого хозяйственного магазина попала на стенды музеев. Границы стираются, но, кажется, эмоции от этого только усиливаются. Искусствовед Тамара Галеева считает, что провокация искусству просто необходима. Она заставляет зрителя выйти за рамки привычных представлений, разрушить стереотипы. Под зрителем имеется в виду не только простой человек, но и арт-критик, художник, который до сих пор не может понять: современное искусство – это творчество всех, кто работает сейчас, или это некое узкое направление, которое характеризуется инновационными тенденциями, актуальностью.

Похожее изображение

Марсель Дюшан представил подписанный псевдонимом R.Mutt писсуар на выставку Общества независимых художников в 1917 году. Члены отборочной комиссии отвергли вульгарный экспонат, после чего тот все равно был выставлен и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица. Позже, по легенде, от предмета искусства избавились, перепутав его с мусором, однако художник не сильно расстроился и создал несколько реплик, а вслед за ним постарались его адепты, распространившие фаянсовые «фонтаны» по всему миру.

Так или иначе публику всё больше и больше интересует эта практика. Люди сами хотят участвовать в создании определения, хотят решить, что же всё-таки входит в понятие «искусство». Оказывается, на просторах Контакта существует паблик «Это искусство. Или нет?», в котором каждый может сам для себя решить, является ли тот или иной объект произведением. Сам автор, который просит называть себя Габбиленом Галычевым, видит целью группы «отыскать единственное абсолютное произведение искусства и понизить значимость мусора, который выдают за искусство. Наша группа – это первый в мире художественный ответ Марселю Дюшану. Публичное голосование – путь, который поможет понять, искусство это или нет, ведь иных способов более не существует в мире, где все может быть искусством. Феномен группы в том, что она абсолютно объективна. Она не связана с реалиями художественного рынка, у кураторов нет дополнительных привилегий и дополнительных баллов, а комментарий арт-дилера не делает работу лучше, всё честно. Эта группа дает вам новый и чистый взгляд на искусство». После такого фундаментального ответа не обошлось и без скромности: «Сам никогда не задаюсь вопросом искусство это или нет. Моё мнение – лишь песчинка в океане человеческих суждений. В этой группе я лишь Архитектор (посмотрите вторую часть «Матрицы» и вы всё поймете, я не Нео). Также я хотел бы заметить, что если бы я мог выбрать, где поесть – я бы предпочел Hola Mexican Grill (это важно)».

Важно и то, что «мнение обычных людей становится важнее мнения привилегированной касты. Рабы восстали, прежнему миру искусства настал конец. Наступила демократия».

И вот снова открылся новый мир, новый контекст, новый культурный код благодаря искусству. Да и сам себя чувствуешь причудливым произведением современного искусства: таким же противоречивым, имеющим сотни подтекстов, вобравшим опыт всех далёких предшественников.

Автор: Злата Лиман

Обложка: картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины», 1955.
Одна из самых дорогих картин мира