Как связаны между собой такие понятия, как «культура» и «потребление»? Далее будут рассмотрены особенности потребления продуктов культуры и отдыха среди россиян за период с 2009 по 2012 год. Будут показаны, как изменили домашние хозяйства свои расходы на организацию отдыха и культурных мероприятий, а также каковы факторы этих перемен. Рассматриваются существующие потребительские предпочтения в сфере культуры и отдыха. Также в ходе работы была выявлена обратная связь между потреблением товаров и услуг культуры россиянами за период с 2009 по 2012 год и изменением уровня средних потребительских цен на эти же товары и услуги за эти четыре года.

Определение понятия культуры

Понятию культуры достаточно сложно дать определение, потому как существует большое количество его различных трактовок и значений во многих областях человеческой жизнедеятельности.

В основном под культурой понимают человеческую деятельность в различных ее проявлениях, включая накопленные человеком и обществом навыки и умения, а также различные способы и формы человеческого самовыражения и самопознания. Совокупность подобных устойчивых форм человеческой деятельности и определяет культуру, способствует ее существованию и воспроизведению. В таком случае термину «культура» синонимично слово «цивилизация». Однако подобный подход к пониманию культуры достаточно широк и включает в себя такие элементы, как ценности, образцы поведения, знания, навыки, символы, артефакты, пронизывая все аспекты человеческого поведения.

Когда говорят о культуре в более узком смысле, обычно имеют в виду устойчивые формы социального взаимодействия или опыт общества или отдельных его групп, которые посредством символов передаются из поколения в поколение [1].

При анализе аспектов потребления культуры в данной статье будет использоваться определение культуры в ее узком смысле, ее нематериальная составляющая, иными словами, потребление человеком услуг культуры, развития и отдыха.

Культура и потребление

На протяжении долгого времени сферы культуры и потребления были строго разделены. Однако в ХХ веке ситуация кардинально изменилась. Среди тех, кто подробно изучал взаимодействие культуры и потребления и их неразделимость, был социолог Н. Вайтли. Он утверждал, что на смену созерцанию и «преклонению» перед культурой пришло массовое ее потребление. Такая доступность культуры была достигнута благодаря все более распространявшимся основам антиэлитности и всеобщей демократии искусства[2].

Английский культуролог С. Бейли выдвинул тезис, отражающий историческую закономерность периодов слияния и разобщения коммерции и культуры. Он отмечал, что две эти сферы благополучно сосуществовали до начала индустриализации. С появлением массового производства искусство и коммерция разделились, однако уже в эпоху постиндустрии границы между ними были окончательно стерты[3] . Эта связь между культурой и коммерцией в настоящее время подтверждается несколькими фактами.

Во-первых, элементы культурной сферы все более походят на элементы коммерческой сферы, а элементы коммерческой сферы – на культурные элементы. Все большее количество музеев коммерциализируется, нацеливаясь на извлечение большей прибыли – создаются торговые точки, в которых любой посетитель может купить сувениры, книги и другие товары. В то же время магазины, напротив, становятся все более близкими к искусству, организовывая в своих стенах помимо обыденных сделок купли-продажи различные выставки, стенды, заимствуя музейные образцы. В подобных ситуациях потребитель выступает одновременно и в роли зрителя, и в роли покупателя тем самым теряя вовлеченность, которую предполагает высокая культура, становится более независимым, поверхностным. Немалый вклад в динамику процесса все большего слияния культуры и коммерции вносят и современные средства массовой информации, например, телевидение и реклама. Таким образом, можно утверждать, что практически все виды современного искусства рождаются как результат слияния коммерции и культуры.

Во-вторых, потребление современной культуры носит главным образом массовый характер. Это вызвано универсализацией культуры, сведению ее к одной из сфер рынка. В подобных условиях высокое и массовое перемешиваются, взаимопроникают друг в друга. Одним из самых главных проявлений этого процесса является популярность культуры. Все большее количество людей предпочитают проводить свой досуг в галереях на выставках, в музеях, в театрах и на других культурных площадках. Это становится модным и популярным и, конечно, не может не повлиять на саму культуру. Ведь спрос рождает предложение: активно продаются и покупаются различные сувениры, репродукции картин, карточки, фотографии, статуэтки, диски – словом, все, что может являться знаком, что человек посетил то или иное место, «отметился» там. Периодический выпуск различного рода руководств с подробными указаниями, как воссоздать тот или иной художественный стиль, также эстетизирует обыденную жизнь потребителей, ставя их потребности во главе угла.

В-третьих, понимание искусства и места культуры в обществе меняется. Существуют две основные точки зрения на роль культуры в обществе. Согласно первой, культура и искусство носят исключительно эстетический характер и существуют лишь для того, чтобы человек созерцал произведения искусства и получал от процесса удовольствие безотносительно какого-либо субъективного содержания работы. Однако подобный взгляд на роль культуры в обществе не совершенен, и неоднократно подвергался широкой критике. В первую очередь критиковалась невозможность отделить эстетический опыт от любого другого опыта, испытанного и приобретенного человеком.

Согласно второй точке зрение, цель искусства заключается не только в созерцании, но и в критическом осмыслении реальности. То есть культура занимает активную позицию по отношению к потребителям, призывает их к действиям по изменению реальности. Недаром долгое время в обществе считалось, что музыка, живопись, книги должны воспитывать человека, взращивать в нем лучшие качества и высмеивать пороки общества, поучать, указывая на перспективы более счастливого будущего. В частности, диалектический подход к культуре видел ее центром политической борьбы, в которой культура приобщает человека к критическому пониманию и осмыслению окружающего мира и своего места в нем. Таким образом, можно сказать, что культура во все времена отражала основные идеологические воззрения и веяния, возникающие в обществе, оголяя назревающие проблемы.

С изменением места культуры в обществе менялся и характер ее потребления. Если традиционно культура считалась делом высокоодаренных одиночек или небольших групп, то в XX веке происходит тотальная индустриализация сферы искусства. Производство произведений литературы, живописи, театра, кино было поставлено на поток: то есть производство товаров и услуг культуры для последующего их потребления было рационализировано [4] .При этом, невзирая на существующие рыночные законы стоимости, эти товары и услуги становились все дороже, а уровень инфляции – беспредельным, что зачастую выливалось в масштабные спекуляции [5].

В условиях столь заметного роста цен на товары и услуги культуры и отдыха было замечено, что в 1970-х годах в США, тем не менее, наблюдался существенный рост спроса на эти товары и услуги. Этот феномен заинтересовал американских социологов П. ДиМаджио и М. Юсиму. В одной из своих работ они сосредоточились на феномене сильного роста спроса в США на «высокое искусство» ― классическую музыку, оперу, балет, живопись, несмотря на сильное повышение цен на билеты. В конечном итоге авторы пришли к выводу о том, что характеристики культурного потребления всегда являлись одной из основ идентичности личности, поэтому представители разных социальных статусов имеют разные культурные предпочтения. Как результат, рост спроса на «высокое искусство» произошел лишь благодаря представителям более высокого класса – людей более образованных и богатых, для которых рост цен на этот вид услуг не столь ощутим, как возможность потери своего статуса в случае отказа от приобретения соответствующего социальной позиции эстетического вкуса.[6]

Далее в статье освещены аспекты того, какая ситуация в сфере потребления культуры в последние годы складывалась в России. Как менялись средние потребительские цены на отдельные виды услуг культуры и отдыха в нашей стране за период с 2007 года по 2012, а также как менялся характер потребления и его динамика на эти же услуги? Какая связь между двумя этими характеристиками существует: прямая или обратная?

Потребление услуг культуры и отдыха в России за период с 2009 по 2012 год

Прежде чем перейти непосредственно к анализу потребления услуг культуры и отдыха в России домохозяйствами, отдельно остановимся на детях и подростках в возрасте 15-18 лет: чем характеризуется их потребление культуры, а также какие основные культурно-развлекательные мероприятия они посещают. Во многом потребление культуры закладывается в юном возрасте: прививается родителями, близким окружением, друзьями и обществом в целом. И от того, какие именно мероприятия посещают подростки сейчас, насколько активно это делают, зависит потребление культуры в нашей стране в будущем. К основным культурно-развлекательным мероприятиям, которые посещают подростки, можно отнести кинотеатры, театры, музеи, концерты, художественные выставки, рестораны, кафе, бары, а также церковь. Согласно данным Росстата за 2011 год, наиболее популярным местом для посещения среди подростков является кинотеатр – 66,3 % респондентов посетили его за 2011 год. Популярность среди молодежи этого вида культурно-развлекательных мероприятий может быть вызвана значительным развитием этой сферы: количество кинотеатров продолжает увеличиваться, и теперь крупные кинозалы можно найти не только в городах, но и в сельской местности. Причем качество предоставляемых услуг также совершенствуется: обширный каталог киноновинок на любой вкус, различные форматы – 2D или 3D, например, зачастую сам кинотеатр находится в шаговой доступности – все это делает его притягательным местом времяпрепровождения для молодежи. Однако если среди горожан потребление продуктов киноиндустрии преобладает (76,9% в городских населенных пунктах и 97,4% — в крупных городах), то в сельской местности кинотеатры по популярности среди молодежи занимают лишь 3 место (39,8% детей посещали кинотеатры в 2011 году), уступая спортивным мероприятиям (53,6%) и концертам (40,4%). Следует отметить, что менее всего молодежь из любой местности посещала в 2011 году музеи, выставки и театры. Это говорит о том, что пока для молодежи в возрасте 15-18 лет потребление данных услуг пользуется наименьшим спросом. Только в крупных городах процент посетивших театры детей равнялся 25%. В остальных населенных пунктах он не превышает 20 %. Это может быть вызвано как низким интересом к подобным видам услуг сферы культуры, так и достаточно высокими потребительскими ценами на них – на конец 2011 года средняя цена на билет в театр составляла 343,80 рубля, что примерно на 140 рублей дороже средней цены на билет в кино в том же году.

Анализируя специфику потребления культуры среди молодежи, интересно рассмотреть наиболее посещаемые мероприятия в разрезе разных среднедушевых денежных доходов групп населения. Среди представителей групп с наибольшими доходами наиболее популярными мероприятиями для посещения являются кинотеатры (их в 2011 году среди данной группы населения посетили 95% детей), рестораны, бары и кафе (их в 2011 году среди данной группы населения посетили около 80% детей). Совсем иная ситуация среди представителей группы с наименьшими среднедушевыми денежными доходами. Здесь предпочтения в потреблении того или иного элемента культуры распределены более равномерно, лишь незначительно отличается от общей картины посещаемость концертов (их в 2011 году среди данной группы населения посетили 34,3% детей) и спортивных мероприятий (их в 2011 году среди данной группы населения посетили около 30% детей).

Показатели характера спроса на потребительские услуги культуры и отдыха среди молодого поколения – информация, безусловно, важная, так как дает представление об основных тенденциях потребления этих услуг среди молодежи, позволяет выделить «проблемные» сферы, пользующиеся наименьшим спросом. Обладая этой информацией, те, кто предлагают подобные виды услуг культуры и искусства, могут осуществлять стимулирующую политику спроса среди молодежи, организовывая интересные для молодого поколения акции или викторины, привлекая все большее количество посетителей, а также адекватно оценивать эффективность уже проводимых политик. Это позволит сделать хорошую ставку на будущее, ведь заручившись поддержкой молодежи сейчас, те или иные услуги и товары культуры будут превалировать и тогда, когда молодые люди будут составлять главную основу спроса. Таким образом, ориентируясь в предоставлении услуг на различные типы домохозяйств, нельзя забывать и о молодежи.

Проанализировав характер спроса на потребительские услуги культуры и отдыха за 2011 год среди молодого поколения, перейдем к подробному анализу характера и динамике изменения потребления различных видов товаров и услуг культуры домашними хозяйствами за период с 2009 по 2012 год, эти данные можно найти в таблице 3 в Приложении. Также интересно изучить изменение среднего уровня потребительских цен на отдельные виды услуг культуры и отдыха на период с 2007 по 2012 год, пытаясь соотнести эти величины.

Говоря об изменении потребления различных видов товаров и услуг культуры домашними хозяйствами, следует отметить, что после 2009 года доля расходов на эти услуги от общих потребительских расходов немного снизилась с 7,3% до 6,9% к 2012 году. Распределение расходов по различным услугам и товарам культуры за эти годы изменилось незначительно. Можно наблюдать лишь незначительное сокращение расходов практически на каждый из видов услуг культуры за те четыре года за исключением лишь туристско-экскурсионных услуг. Наибольшее количество средств домохозяйства тратили с 2009 по 2012 год именно на туристско-экскурсионные услуги, причем за эти четыре года доля расходов на этот вид услуг от общих расходов выросла с 1,8% в 2009 году до 2,0% в 2012 году. Это может быть вызвано как тем, что за указанный период домохозяйства стали больше потреблять туристско-экскурсионные услуги, больше путешествовать, так и тем, что средние потребительские цены на этот вид услуг возросли. В такой ситуации даже при сохранении масштабов потребления за год расходы домохозяйств способны увеличиться. Из таблицы 3 видно, что средние потребительские цены на некоторые виды туристско-экскурсионных услуг действительно возросли. Так, например, автобусная экскурсия за час с человека в рассматриваемый нами временной промежуток с 2009 по 20012 год с 74 рублей выросла до 89 рублей. Стоимость санаториев и домов отдыха за день с человека также выросла примерно на 400 рублей за четыре года. На графике 1 можно наглядно проследить динамику изменения индексов потребительских цен на услуги организаций культуры, экскурсионные и санаторно-оздоровительные услуги. Этот уровень потребительских цен – один из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции. Так, на графике видно, что существенный скачок цен на экскурсионные и санаторно-оздоровительные услуги пришелся на 2008 год – время экономической нестабильности не только в России, но и во всем мире. На период с 2009 по 2012 год, согласно ИПЦ, с учетом уровня инфляции цены росли не так стихийно.

Однако вернемся к анализу расходов домашних хозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия. Обозначив направления, на которые домохозяйства выделяют наибольшее количество средств, теперь посмотрим на те услуги, которые представляют наименьший интерес и как результат – обладают наименьшим весов от общих потребительских расходов. Здесь тенденции обусловлены главным образом ходом эволюции современных технологий. Некоторых их элементы устаревают, вытесняясь более современными и удобными аналогами. Так, потребление россиянами магнитофонов, плееров, стереосистем за период с 2009 по 2012 год плавно сходило на нет. На 2012 год доля расходов от всех потребительских расходов составляла около 0,1%. Также среди россиян неуклонно снижается количество потребления газет, периодических изданий, книг. Доля расходов на них от всех потребительских расходов не превышает 0,2%. Это вызвано доступностью для широких масс различного рода гаджетов, ноутбуков и прочих устройств, позволяющих находить, скачивать и читать гораздо быстрее и удобнее.

Подводя итог, можно сказать, что существует обратная связь между потреблением товаров и услуг культуры россиянами за период с 2009 по 2012 год и изменением уровня средних потребительских цен на эти же товары и услуги за эти четыре года.

Заключение

По данным Росстата за последние несколько лет расходы домашних хозяйств на организацию отдыха и культурных мероприятий немного сократились. На это указывает сокращение процента расходов на эти услуги от общего числа потребительских расходов за период с 2009 по 2012 год. Как указывалось ранее, это может быть вызвано несколькими факторами. Во-первых, потребление услуг культуры и отдыха могло действительно несколько сократиться за последние годы из-за устойчиво продолжающегося роста цен на эти виды услуг. Во-вторых, также вероятно, что произошло вытеснение более дорогостоящих услуг культуры менее затратными – в такой ситуации даже при сохранении масштабов потребления этих услуг расходы на них могли сократиться. Это возможно сейчас благодаря проведению, особенно в крупных городах, большого количества бесплатных выставок, мастер-классов, фестивалей, на услуги которых потребитель затрачивает гораздо меньше средств.

Безусловно, существуют потребительские предпочтения того или иного вида услуг культуры и отдыха. Так, на период с 2009 по 2012 год туристско-экскурсионные услуги принимают на себя самую большую долю среди всех потребительских расходов на организацию отдыха и культурных мероприятий, в то время как наименьшую долю в расходах составляли траты на книги, газеты и другие печатные издания.

Также была выявлена обратная связь между потреблением товаров и услуг культуры россиянами за период с 2009 по 2012 год и изменением уровня средних потребительских цен на эти же товары и услуги за эти четыре года: при росте средних потребительских цен на отдельные виды услуг культуры и искусства доля расходов на эти услуги снизилась, что является объективной иллюстрацией нормального функционирования спроса.


 

Приложение

Таблица 1

Посещение детьми в возрасте 15-18 лет
культурно-развлекательных мероприятий в 2011 г.[7], в %

Культурно-развлекательные мероприятияВсе
респонденты
В том числе проживаютИз них в домохозяйствах по 10-ти процентным группам населения по уровню среднедушевого денежного дохода
в городских населенных пунктахиз них с численностью населения
1 млн.
и более
в сельских населенных пунктахпервая
(с наимень-шими доходами)
десятая
(с наиболь-шими доходами)
Дети в возрасте 15-18 лет – всего100100100100100100
В том числе посещали:      
Кинотеатр66,376,997,439,826,095,0
Театр16,819,025,311,24,125,4
Концерт34,732,434,440,434,325,7
Художественная выставка, музей19,219,119,819,413,322,5
Ресторан, кафе, бар45,950,763,333,925,772,9
Церковь (или встреча верующих)18,919,320,417,914,121,7
Какое-либо спортивное мероприятие (в качестве зрителя)51,050,037,453,630,442,3
Дети в возрасте 15-18 лет – всего100100100100100100
Из них совершали туристическую или экскурсионную поездку28,331,740,019,613,460,0

 

Таблица 2

Средние потребительские цены
на отдельные виды услуг культуры и отдыха
(на конец периода, в рублях)[8]

Виды услуг культуры и отдыха200720082009201020112012
Кинотеатры, за билет114,32134,86151,79167,19202,04215,67
Театры, за билет162,11208,26243,09278,17343,80397,22
Музеи и выставки, за билет36,8446,1453,5858,6876,4680,86
Экскурсия автобусная,
за час с человека
53,9168,6973,8978,4679,9588,55
Санаторий, за день с человека1100,521328,611490,271561,611726,501876,58
Дом отдыха, пансионат,
за день с человека
844,671057,351150,051168,451365,201410,67

 

 

График 1. Индексы потребительских цен на услуги организаций культуры, экскурсионные и санаторно-оздоравительные услуги
(декабрь к декабрю, в процентах)[9]

 

Таблица 3

Расходы домашних хозяйств на организацию отдыха
и культурные мероприятия
(по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)[10]

 В процентах
от потребительских
расходов
В процентах от расходов
на организацию отдыха и
культурные мероприятия
20092010201120122009201020112012
Расходы на организацию отдыха и культурные
мероприятия
7,36,86,86,9100100100100
в том числе:        
Аудиовизуальное, фотографическое оборудование и оборудование для обработки информации1,91,91,81,625,527,626,023,7
из них:        
Телевизоры0,60,60,50,58,09,18,07,7
Магнитофоны, плееры0,10,10,10,01,31,31,20,9
Стереосистемы0,10,10,10,01,21,21,20,7
Персональные компьютеры0,80,80,70,610,511,210,59,1
Товары и оборудование для организации отдыха и культурных мероприятий0,70,60,70,79,48,910,310,6
Услуги по организации отдыха и культурных мероприятий1,31,11,21,217,416,318,217,6
из них:        
Услуги в области физической культуры и спорта0,40,30,30,35,04,54,94,1
Кино, театры, концерты0,30,30,30,34,33,94,64,4
Печатные издания, канцелярские принадлежности0,70,60,60,69,09,08,88,0
из них:        
Книги0,30,20,20,23,53,43,52,9
Газеты и периодические издания0,20,20,20,22,92,92,62,4
Туристско-экскурсионные услуги1,81,81,72,024,626,225,729,3

 

 

Автор: Ольга Спесивцева

Источник фото:  www.kremlin.ru

[1] Рощина Я.М. Социология потребления: учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. С.176-190.

[2] Whitely N. High Art and the High Street // The Authority of the Consumer. L.: N.Y., 1994.

[3] Рощина Я.М. Социология потребления: учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. С.176-190.

[4] Лукша П. Экономика культуры – штрихи к науке нового века // Неприкосновенный запас. 2003. №6 (32).

[5] Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. С.23-31.

[6] DiMaggio P., Useem M. Social Class and Consumption: The Origin and Consequences of Class Differences in Exposure to the Arts in America // Theory and Society.1978. Vol.5. No.2.

[7] Данные интерактивного портала «Росстат» // «Социальное положение и уровень жизни населения России», 2013г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_44/Main.htm (Дата обращения: 10.10.2014).

[8] Там же.

[9] Данные интерактивного портала «Росстат» // «Социальное положение и уровень жизни населения России», 2013г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_44/Main.htm (Дата обращения: 10.10.2014).

[10] Там же.