Уже второй год в Москве активно развивается новый вид передвижения – каршеринг (от англ. «car» + «share» — делить). Это сервис, который предоставляет возможность воспользоваться автомобилем в определенных территориальных пределах, а затем оставить транспортное средство в любом разрешенном для стоянки месте. Открыть и завести машину, а также оплатить поездку можно с помощью мобильного приложения. Сейчас на рынке каршеринга присутствуют 4 крупных игрока, в сумме количество используемых машин составляет примерно 2500[1]. О том, зачем используют эту услугу и каковы ее перспективы – в данной статье.

Редакция The Wall пообщалась с пользователями разных каршеринговых фирм. На вопрос о том, с какой целью они пользуются сервисом поминутной аренды автомобилей, поступали разнообразные ответы: от банальных «поездка на работу» или «за продуктами» до таких, как «посидеть за рулем Ferrari.»

В первую очередь пользователи рассматривают каршеринг в качестве замены общественному транспорту и такси. Это удобный вариант для ночных передвижений, поездок с грузом. Немаловажной деталью является комфорт – доехать на собственном автомобиле явно приятнее, чем толкаться в толпе пассажиров троллейбуса. А кому-то просто нравится самостоятельно водить машину. «Не люблю такси, нравится больше самостоятельно водить,» — такой аргумент приводит 25-летний Андрей. Такой же позиции придерживается начинающий водитель Анастасия: «Сдала на права, а собственного автомобиля пока нет. Пользуюсь каршерингом в том числе, чтобы не потерять навык.»

Момент, который важен для большинства пользователей – это экономия средств. Поминутная аренда стоит от 7 до 10 рублей за минуту. Так, поездка на аналогичное расстояние на такси может обойтись в 2-3 раза дороже (с увеличением расстояния и времени поездки разница в цене увеличивается). В некоторых случаях ценовое преимущество может быть и перед общественным транспортом. «Берём авто на компанию (из четырех человек): так дешевле, чем на метро к примеру,» — комментирует 23-летняя пользователь каршеринга Ольга.

Если сравнивать с личной машиной, то каршеринг позволяет сэкономить по множеству статей. С этой позиции развитию сервиса косвенно «помогает» государственная политика в отношении автомобилей в столице. Такой точки зрения придерживается научный сотрудник центра исследования транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев. «Стоимость владения может быть увеличена за счет акцизов на топливо, налогов, платных дорог, парковок и прочих прелестей, которые, впрочем, будут внедряться, судя по курсу нашего правительства.» К ним прибавляются такие пункты, как регулярная мойка, техобслуживание, страховка.

У сервиса есть и другие преимущества. «Езжу на каршеринге к друзьям, где есть возможность выпить 100 грамм,» — упоминает 27-летний Роман из Москвы. Действительно, проблемы, связанные с «не пью – за рулем», отпадают. Не приходится заботиться о том, где именно оставил машину и куда за ней придется возвращаться.

По данным внутренних опросов каршеринговой фирмы «Делимобиль», самыми частыми причинами пользования их услугами являются свобода в передвижении (относительно общественного транспорта, 37%) и возможность экономии по отношению к другим транспортным средствам, в том числе – собственному автомобилю (32%). На третьем месте  27% пользователей, которые предпочитают каршеринг именно личной машине, так как при такой поездке не приходится заботиться о сопутствующих платежах.

Мулеев также отмечает, что каршеринг зачастую сокращает временные издержки на стояние в пробках. Это экспертное мнение подтверждается комментариями пользователей услуги: «Чаще всего использую для быстрого передвижения по городу. Бывает, выходишь из метро, а идти далеко. И наоборот, когда попал в пробку — бросил на парковке бесплатно и в метро.» Об этом рассказал 24-летний Дмитрий, он пользуется данной услугой несколько раз в неделю.

Некоторых пользователей от частой аренды автомобиля отталкивает страх перед порчей чужого имущества. «Когда пользуешься каршерингом, чувствуется невероятная большая ответственность, т.к. понимаешь, что это не твой личный автомобиль. Поэтому предпочтение, конечно же, отдаю своей личной машине» — делится Андрей.

Самой большой проблемой на данный момент пользователи единогласно считают множество недоработок сервиса. Среди них – необходимость тратить некоторое время (по данным, пользователей, иногда оно доходит до 20 минут) на то, чтобы отфотографировать авто со всех сторон перед началом движения; громкий звуковой сигнал при открытии машины; некоторые проблемы с перечислением и снятием денег с банковских карт; ограничения по заправочным станциям, которыми можно воспользоваться.

Многие жалобы связаны и с мобильными приложениями, с помощью которых предоставляются услуги каршеринга. «У некоторых сервисов происходят регулярные технические сбои, которые длятся неделями. Приложения сделаны неудовлетворительно. Громоздкие, притормаживающие, глючные. Обновления выходят крайне редко,» — замечает 29-летний Михаил. Некоторые также жалуются на заторможенную работу колл-центров. Кроме того, многие упоминают, что механизм отслеживания водителей и пассажиров, которые курят и мусорят в салоне, еще не до конца налажен.

Пользователи также отмечают, что на каршеринг лучше не рассчитывать в серьезных и важных делах. Поблизости может не оказаться машины, они могут быть неисправны, могут быть помехи сигнала, и машина не откроется, или из-за сбоя системы GPS-навигации ее вообще не окажется в указанном на карте месте. Михаил констатирует: «В серьезных делах проще вызвать такси и не волноваться.»

Среди респондентов были те, для кого каршеринг заменил до 80% использования личного авто. Другие, наоборот, пользовались услугой всего несколько раз и неохотно сели бы за арендуемые машины снова. Однако все они считают, что перспективы этого сервиса велики. «Я вижу в этом виде транспорта будущее!» — делится своими ожиданиями Петр, 25 лет. У него на счету уже 100 поездок. Среди самых перспективных и востребованных, по мнению пользователей, направлений развития, можно упомянуть территориальное расширение до московской области и увеличение автопарков компаний.

Одна из действующих в Москве каршеринговых фирм – «Car5» — поделилась с журналом The Wall своими дальнейшими целями. Основными являются увеличение количества машин в автопарке и работа над улучшением качества сервиса. Сейчас автопарк компании насчитывает 50 автомобилей, которые каждый день используют в среднем 70 человек (по данным компании).

В другом направлении видит свое развитие крупнейшая московская каршеринговая компания – «Делимобиль» (ее автопарк составляет 700 машин, каждая из которых в день используется примерно 10 раз). Пресс-служба «Делимобиля» перечислила следующие нововведения, которые компания рассматривает как наиболее значимые. Среди них — предоставление клиентам права пользования «автобусными» полосами, введение в автопарк электрокаров и машин с беспилотным управлением, а также межотраслевое сотрудничество. Например, сейчас действует смежный проект «Делимобиля» и «Сбербанка»: клиенты получают 5-процентный кэшбэк, оплачивая услуги картой этого банка.

Некоторые известные автомобильные концерны уже делают серьезную ставку на развитие каршеринга. Так, BMW планирует создать особую модель Mini, которая может быстро и легко подстраиваться под каждого своего пассажира[2].

По данным компании «Car5», каршеринг в столице еще только начинает развиваться и имеет большой потенциал: «Общий объем рынка по нашим оценкам может составлять — 10 000 — 20 000 автомобилей для Москвы. Сейчас число автомобилей всех сервисов каршеринга около 2500».

Директор центра экономики и транспорта НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова считает главной проблемой малой насыщенности рынка каршеринга узкую территориальную распространенность и относительно небольшое количество машин. «Потребителю нужно, чтобы машина была максимум в 20-минутной пешей доступности,» — уверена она. Однако в долгосрочной перспективе, безусловно, необходимо задумываться о более серьезных проблемах – таких как, например, экология. «По некоторым исследованиям, одна каршеринговая машина может заменить, например, десять личных. А это очень хороший результат для решения проблем окружающей среды, которые рано или поздно будут стоять остро,» — отмечает Кулакова.

С этим мнением спорит Егор Мулеев. «Каршеринг может не уменьшать количество автомобилей, а, наоборот, прибавлять их в сеть,» — утверждает он, замечая, что в России такие исследования пока еще не проведены.

По мнению Кулаковой, развитие каршеринга – явление предсказуемое. «Это нормальная тенденция для транспортной системы мегаполисов, наряду с общественным транспортом,» — отвечает она. По мнению эксперта, допускается использование каршерингом выделенных полос для общественного транспорта, льготной оплаты стоянок. Кстати, такую меру предусматривает Федеральный закон о каршеринге, который предложили крупнейшие отечественные компании этой области[3].

«Перспективы каршеринга, однозначно, огромны,» — так констатирует ситуацию Кулакова. Она, однако, отмечает, что делать более-менее точные прогнозы для России сложно. «Автомобиль для россиян в нынешнем понимании – это в первую очередь сигнал о благосостоянии, а не средство передвижения,» — утверждает она. Схожего мнения придерживается Мулеев: он считает, что развитие отрасли будет возможно, когда автомобиль потеряет свой «уникальный статус». Так, для развития рынка общественного использования автомобилей необходимо, чтобы поменялось сознание граждан – что возможно лишь со временем.

«Вся надежда на молодежь,» — уверена Татьяна Кулакова.

Автор: Наталья Ревва

[1] По подсчетам компании «Car5»

[2] Ведомости, Концепт автомобиля для совместного использования Mini Vision Next 100, 19 июня 2016 // http://www.vedomosti.ru/auto/galleries/2016/06/19/645827-mini-vision-next-100

[3] Ренткарус, Каршеринг и закон, 1 октября 2016 // http://rentcarus.ru/karshering-i-zakon/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.