[:ru]

Тема смертной казни всегда являлась основанием для ярой полемики в юридическом обществе. Приведено немало аргументов «за» и «против» её осуществления. В Протоколах №6 и №13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – ЕКПЧ) относительно отмены смертной казни зафиксировано, что имеет место общая тенденция в пользу отмены исключительной меры наказания. Однако 12 февраля 2016 года стало известно, что суд самопровозглашенной Донецкой Народной Республики (далее – ДНР) вынес первый в своей истории смертный приговор. Имя осужденного, к которому будет применена исключительная мера наказания, неизвестно. Судья Верховного суда ДНР, исполняющая обязанности председателя Военного трибунала, Людмила Стратейчук также отметила, что смертной казни, представляющей собой расстрел, следует ожидать лицам, совершившим убийство или осуществлявшим шпионаж (ряд таких дел уже находится на рассмотрении).[1] Очевидно, дегуманистичность Уголовного Кодекса ДНР, принятого в августе 2014 года, обусловлена вооружёнными конфликтами в регионе. Некоторые общественные деятели ДНР (бывший министр иностранных дел Александр Караман и бывший первый вице-премьер ДНР по вопросам государственной безопасности Владимир Антюфеев) выражают мнение, что статья о смертной казни утратит свою силу по окончании военных действий.[2]

            Смертная казнь в непризнанной республике и международное право

Противоречит ли норма о смертной казни как санкции за самые тяжкие преступления принципам международного права, целям его регулирования? Ответ на этот вопрос – нет, не противоречит. Международный пакт о гражданских и политических правах установил, что смертный приговор может быть приведён в исполнение только после вынесения окончательного приговора компетентным судом (ст. 6).[3] Однако можно ли считать смертный приговор, вынесенный судом непризнанной ДНР, решением компетентного суда? Думается, что нет. С этим могут поспорить сторонники той позиции, что ДНР всё же государство, раз республика себя таковым объявила, и субъект международного права, но тогда стоит обратиться к вопросу – а был ли приговор окончательным? То есть, был ли он вынесен судом апелляционной инстанции.[4] Ответа на этот вопрос мы не имеем. В случае, если всё же смертная казнь была назначена не в апелляционном порядке, то её можно рассматривать как произвольное лишение жизни. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека указывается следующий принцип: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».[5] В Декларации тысячелетия ООН в ст. 9 провозглашается принцип верховенства права как в международных, так и во внутренних делах.[6] Также следует обратиться к Уставу ООН, где среди целей данной организации в ст. 1 называется: «Осуществление международного сотрудничества <…> в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии…».[7] Перечисленные нормы, содержащие цели и принципы международного права и международных организаций, отмечают право человека на жизнь как наивысшую ценность. Можно считать, что назначение смертной казни в ДНР допустимой санкцией за самые тяжкие преступления противоречит базовым принципам международного права. Кроме принципов, норма, касающаяся высшей меры наказания, противоречит региональным нормам международного права, регулирующими исключительно сферу применения смертной казни. Если в ст. 2 Протокола №6 к ЕКПЧ, вступившего в силу 1 марта 1985 года и ознаменовавшего наступление новой эпохи приоритета человеческой жизни, указывалось, что «Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны <…>»[8], то в Протоколе №13 договаривающиеся стороны закрепили следующее: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён».[9] Таким образом, Протокол №13 предусматривает отмену исключительной меры наказания при любых обстоятельствах. Однако тут важно оговорить, что действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней в первую очередь распространяется на государства, подписавшие и ратифицировавшие эти документы, в число которых самопровозглашенная ДНР не входит.

«Можно ли считать смертный приговор, вынесенный судом непризнанной ДНР, решением компетентного суда?»

Учитывая, что ООН и её государства-члены не признали суверенитета ДНР (республика обращалась к международной организации с данной просьбой в 2014 году, но петиция не собрала нужное количество голосов в свою поддержку)[10], следует полагать, что ДНР, как и ЛНР, по-прежнему находятся в пределах Украинской юрисдикции. Украина ратифицировала Конвенцию 11 сентября 1997 года,  Протокол №6 – 4 апреля 2000, а Протокол №13 – 13 мая.2002.[11]  Ссылки представителей ДНР на то, что вынесение смертных приговоров обусловлено военным положением в регионе (по сводке МО ДНР от 17.02.16 обстановка на линии соприкосновения вновь обострилась[12]) не являются основанием для лишения осужденных главной человеческой ценности — жизни. Объяснением смертных казней в ДНР не может являться обращение их законодателей и к российскому уголовно-правовому опыту. Ст. 58 «Смертная казнь» Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики практически полностью повторяет ст. 59 Уголовного кодекса Российской Федерации. Но стоит отметить, что норма о смертной казни, хотя и не исключена из российского законодательства (ст.20 Конституции РФ, ст. 59 УК РФ), а Протоколы №6 и №13 Россией не ратифицированы (при этом РФ была сделана оговорка о поэтапном присоединении к первому), смертная казнь на её территории не применяется ввиду того, что Протокол №6 был все-таки ею подписан и это является основанием для воздержания Российской Федерации от любых действий, противоречащих указанным выше взятым на себя международным обязательствам.

            Смертная казнь в мире

Сегодня смертная казнь как санкция, помимо ДНР, применяется и в Беларуси, единственном государстве Восточной Европы, не вошедшем в Совет Европы. Как известно, в Беларуси никаких военных действий не ведётся. Международные правозащитные организации неоднократно обращались к властям государства с просьбой ввести мораторий или отменить смертную казнь, но Минск придерживается собственной позиции по данному вопросу. С начала 2016 года Минский областной суд уже дважды вынес смертный приговор.[13]

«В Пакистане наблюдается тенденция вернуть к осуществлению исключительную меру наказания: мораторий был заморожен, и смертной казни ожидает около 500 заключённых, обвиненных в террористических действиях»

Несмотря на кажущееся повсеместным движение к превалированию в обществе прав и свобод человека, исполнение смертных приговоров — частое явление в современном мире. За последние годы Китай по-прежнему сохранил за собой лидирующую позицию по количеству произведенных казней (реальную цифру установить невозможно, поскольку данная статистика является государственной тайной).[14] Смертные казни продолжились и в Японии (в 2005 году более 80% японцев выступало в поддержку смертной казни), и в США (смертная казнь легализована в 31 штате[15], в период с 2014-2016 года предполагалось осуществление смертной казни в отношении 39 заключённых)[16], и во Вьетнаме, и в Малайзии, и в ряде других стран. В Индии, как и в США, смертная казнь сосуществует с поддержкой гарантий прав осужденных на неё людей. Так, Верховный суд Индии установил, что неоправданная задержка по исполнению смертной казни приравнивается к пытке.[17] В Пакистане наблюдается тенденция вернуть к осуществлению исключительную меру наказания: мораторий был заморожен, и смертной казни ожидает около 500 заключённых, обвиненных в террористических действиях. В Афганистане смертная казнь применяется, даже если судебный процесс был заведомо несправедлив.[18]

            Выводы

В информационном листке Совета Европы[19] отмечается, что «Смертная казнь – это нарушение основных прав человека: она противоречит праву на жизнь и праву не подвергаться жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Высшая мера наказания  подрывает гражданские взаимоотношения в обществе и наносит ущерб достоинству его членов».[20] Кроме того, она не выполняет свою воспитательную функцию, но скорее повышает уровень нетерпимости в обществе и грозит как региональным, так и глобальным ростом преступности.[21] В связи с этим, представляется важным продолжение борьбы международных правовых организаций за полную отмену высшей меры наказания, как в Европе, так и во всем мире.

 

 

Автор: Алёна Геращенко

Источник фото: http://marketing-assets.avvo.com/

[1] Верховный суд ДНР вынес первый смертный договор // http://www.interfax.ru/.

[2] В ДНР узаконили смертную казнь за особо тяжкие преступления // http://www.rosbalt.ru/ukraina/2014/08/18/1304971.html.

[3] Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

[4] Петрухин И.Л Право на жизнь и смертная казнь. Общественные науки и современность. 1999 № 5. С. 84.

[5] Всеобщая декларация прав человека // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

[6] Декларация тысячелетия ООН // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml .

[7] Устав ООН // http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html.

[8] Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) // http://www.echr.ru/documents/doc/2440804/2440804.htm .

[9] Протокол N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах (Вильнюс, 3 мая 2002 г.) // http://www.echr.ru/documents/doc/12030647/12030647.htm.

[10]Обращение в ООН: «О признании независимости Луганской и Донецкой республик» // https://secure.avaaz.org/ru/petition/Obrashchenie_v_OON_O_priznanii_nezavisimosti_Luganskoy_i_Doneckoy_respublik/?azVvZgb.

[11] Диаграмма подписей и ратификаций // http://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/chartSignature/3.

[12] Сводка МО ДНР от 17.02.2016 // http://antimaydan.info/2016/02/svodka_mo_dnr_ot_17_02_2016_502989.html.

[13] В Беларуси вынесли второй за год смертный приговор // http://euroradio.fm/ru/v-belarusi-vynesli-vtoroy-za-god-smertnyy-prigovor.

[14]Доклад Amnesty International о смертной казни: В 2014 приговаривать к смерти стали чаще //

https://amnesty.org.ru/ru/2015-04-01-smertanaja-kazn/.

[15]Death Penalty Information Center // http://www.deathpenaltyinfo.org/states-and-without-death-penalty.

[16] Логинов О., Захаров А. Смертная казнь в США // http://www.all-crime.ru/kazni/kazni-usa.htm.

[17]Decision by India’s Supreme Court commuting the death sentences of 15 prisoners // http://www.amnestyusa.org/news/news-item/india-landmark-supreme-court-decision-upholds-rights-of-death-row-prisoners.

[18] AMNESTY INTERNATIONAL REPORT 2014/15: THE STATE OF THE WORLD’S HUMAN RIGHTS (25 February 2015) Index number: POL 10/0001/2015 // https://www.amnesty.org/en/documents/pol10/0001/2015/en/.

[19] Fact Sheet of Council of Europe on Death Penalty, Key Concepts, p.1.

[20] Там же.

[21] Жалинский, А.Э. Комментарий к УК РФ, с.178-180.[:en]

Тема смертной казни всегда являлась основанием для ярой полемики в юридическом обществе. Приведено немало аргументов «за» и «против» её осуществления. В Протоколах №6 и №13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – ЕКПЧ) относительно отмены смертной казни зафиксировано, что имеет место общая тенденция в пользу отмены исключительной меры наказания. Однако 12 февраля 2016 года стало известно, что суд самопровозглашенной Донецкой Народной Республики (далее – ДНР) вынес первый в своей истории смертный приговор. Имя осужденного, к которому будет применена исключительная мера наказания, неизвестно. Судья Верховного суда ДНР, исполняющая обязанности председателя Военного трибунала, Людмила Стратейчук также отметила, что смертной казни, представляющей собой расстрел, следует ожидать лицам, совершившим убийство или осуществлявшим шпионаж (ряд таких дел уже находится на рассмотрении).[1] Очевидно, дегуманистичность Уголовного Кодекса ДНР, принятого в августе 2014 года, обусловлена вооружёнными конфликтами в регионе. Некоторые общественные деятели ДНР (бывший министр иностранных дел Александр Караман и бывших первый вице-премьер ДНР по вопросам государственной безопасности Владимир Антюфеев) выражают мнение, что статья о смертной казни утратит свою силу по окончании военных действий.[2]

            Смертная казнь в непризнанной республике и международное право

Противоречит ли норма о смертной казни как санкции за самые тяжкие преступления принципам международного права, целям его регулирования? Ответ на этот вопрос – нет, не противоречит. Международный пакт о гражданских и политических правах установил, что смертный приговор может быть приведён в исполнение только после вынесения окончательного приговора компетентным судом (ст. 6).[3] Однако можно ли считать смертный приговор, вынесенный судом непризнанной ДНР, решением компетентного суда? Думается, что нет. С этим могут поспорить сторонники той позиции, что ДНР всё же государство, раз республика себя таковым объявила, и субъект международного права, но тогда стоит обратиться к вопросу – а был ли приговор окончательным? То есть, был ли он вынесен судом апелляционной инстанции.[4] Ответа на этот вопрос мы не имеем. В случае, если всё же смертная казнь была назначена не в апелляционном порядке, то её можно рассматривать как произвольное лишение жизни. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека указывается следующий принцип: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».[5] В Декларации тысячелетия ООН в ст. 9 провозглашается принцип верховенства права как в международных, так и во внутренних делах.[6] Также следует обратиться к Уставу ООН, где среди целей данной организации в ст. 1 называется: «Осуществление международного сотрудничества <…> в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии…».[7] Перечисленные нормы, содержащие цели и принципы международного права и международных организаций, отмечают право человека на жизнь как наивысшую ценность. Можно считать, что назначение смертной казни в ДНР допустимой санкцией за самые тяжкие преступления противоречит базовым принципам международного права. Кроме принципов, норма, касающаяся высшей меры наказания, противоречит региональным нормам международного права, регулирующими исключительно сферу применения смертной казни. Если в ст. 2 Протокола №6 к ЕКПЧ, вступившего в силу 1 марта 1985 года и ознаменовавшего наступление новой эпохи приоритета человеческой жизни, указывалось, что «Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны <…>»[8], то в Протоколе №13 договаривающиеся стороны закрепили следующее: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён».[9] Таким образом, Протокол №13 предусматривает отмену исключительной меры наказания при любых обстоятельствах. Однако тут важно оговорить, что действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней в первую очередь распространяется на государства, подписавшие и ратифицировавшие эти документы, в число которых самопровозглашенная ДНР не входит.

«Можно ли считать смертный приговор, вынесенный судом непризнанной ДНР, решением компетентного суда?»

Учитывая, что ООН и её государства-члены не признали суверенитета ДНР (республика обращалась к международной организации с данной просьбой в 2014 году, но петиция не собрала нужное количество голосов в свою поддержку)[10], следует полагать, что ДНР, как и ЛНР, по-прежнему находятся в пределах Украинской юрисдикции. Украина ратифицировала Конвенцию 11 сентября 1997 года,  Протокол №6 – 4 апреля 2000, а Протокол №13 – 13 мая.2002.[11]  Ссылки представителей ДНР на то, что вынесение смертных приговоров обусловлено военным положением в регионе (по сводке МО ДНР от 17.02.16 обстановка на линии соприкосновения вновь обострилась[12]) не являются основанием для лишения осужденных главной человеческой ценности — жизни. Объяснением смертных казней в ДНР не может являться обращение их законодателей и к российскому уголовно-правовому опыту. Ст. 58 «Смертная казнь» Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики практически полностью повторяет ст. 59 Уголовного кодекса Российской Федерации. Но стоит отметить, что норма о смертной казни, хотя и не исключена из российского законодательства (ст.20 Конституции РФ, ст. 59 УК РФ), а Протоколы №6 и №13 Россией не ратифицированы (при этом РФ была сделана оговорка о поэтапном присоединении к первому), смертная казнь на её территории не применяется ввиду того, что Протокол №6 был все-таки ею подписан и это является основанием для воздержания Российской Федерации от любых действий, противоречащих указанным выше взятым на себя международным обязательствам.

            Смертная казнь в мире

Сегодня смертная казнь как санкция помимо ДНР применяется и в Беларуси, единственном государстве Восточной Европы, не вошедшем в Совет Европы. Как известно, в Беларуси никаких военных действий не ведётся. Международные правозащитные организации неоднократно обращались к властям государства с просьбой ввести мораторий или отменить смертную казнь, но Минск придерживается собственной позиции по данному вопросу. С начала 2016 года Минский областной суд уже дважды вынес смертный приговор.[13]

«В Пакистане наблюдается тенденция вернуть к осуществлению исключительную меру наказания: мораторий был заморожен, и смертной казни ожидает около 500 заключённых, обвиненных в террористических действиях»

Несмотря на кажущееся повсеместным движение к превалированию в обществе прав и свобод человека, исполнение смертных приговоров — частое явление в современном мире. За последние годы Китай по-прежнему сохранил за собой лидирующую позицию по количеству произведенных казней (реальную цифру установить невозможно, поскольку данная статистика является государственной тайной).[14] Смертные казни продолжились и в Японии (в 2005 году более 80% японцев выступало в поддержку смертной казни), и в США (смертная казнь легализована в 31 штате[15], в период с 2014-2016 года предполагалось осуществление смертной казни в отношении 39 заключённых)[16], и во Вьетнаме, и в Малайзии, и в ряде других стран. В Индии, как и в США, смертная казнь сосуществует с поддержкой гарантий прав осужденных на неё людей. Так, Верховный суд Индии установил, что неоправданная задержка по исполнению смертной казни приравнивается к пытке.[17] В Пакистане наблюдается тенденция вернуть к осуществлению исключительную меру наказания: мораторий был заморожен, и смертной казни ожидает около 500 заключённых, обвиненных в террористических действиях. В Афганистане смертная казнь применяется, даже если судебный процесс был заведомо несправедлив.[18]

            Выводы

В информационном листке Совета Европы[19] отмечается, что «Смертная казнь – это нарушение основных прав человека: она противоречит праву на жизнь и праву не подвергаться жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Высшая мера наказания  подрывает гражданские взаимоотношения в обществе и наносит ущерб достоинству его членов».[20] Кроме того, она не выполняет свою воспитательную функцию, но скорее повышает уровень нетерпимости в обществе и грозит как региональным, так и глобальным ростом преступности.[21] В связи с этим, представляется важным продолжение борьбы международных правовых организаций за полную отмену высшей меры наказания, как в Европе, так и во всем мире.

 

 

Автор: Алёна Геращенко

Источник фото: http://marketing-assets.avvo.com/

[1] Верховный суд ДНР вынес первый смертный договор // http://www.interfax.ru/.

[2] В ДНР узаконили смертную казнь за особо тяжкие преступления // http://www.rosbalt.ru/ukraina/2014/08/18/1304971.html.

[3] Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

[4] Петрухин И.Л Право на жизнь и смертная казнь. Общественные науки и современность. 1999 № 5. С. 84.

[5] Всеобщая декларация прав человека // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

[6] Декларация тысячелетия ООН // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml .

[7] Устав ООН // http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html.

[8] Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) // http://www.echr.ru/documents/doc/2440804/2440804.htm .

[9] Протокол N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах (Вильнюс, 3 мая 2002 г.) // http://www.echr.ru/documents/doc/12030647/12030647.htm.

[10]Обращение в ООН: «О признании независимости Луганской и Донецкой республик» // https://secure.avaaz.org/ru/petition/Obrashchenie_v_OON_O_priznanii_nezavisimosti_Luganskoy_i_Doneckoy_respublik/?azVvZgb.

[11] Диаграмма подписей и ратификаций // http://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/chartSignature/3.

[12] Сводка МО ДНР от 17.02.2016 // http://antimaydan.info/2016/02/svodka_mo_dnr_ot_17_02_2016_502989.html.

[13] В Беларуси вынесли второй за год смертный приговор // http://euroradio.fm/ru/v-belarusi-vynesli-vtoroy-za-god-smertnyy-prigovor.

[14]Доклад Amnesty International о смертной казни: В 2014 приговаривать к смерти стали чаще //

https://amnesty.org.ru/ru/2015-04-01-smertanaja-kazn/.

[15]Death Penalty Information Center // http://www.deathpenaltyinfo.org/states-and-without-death-penalty.

[16] Логинов О., Захаров А. Смертная казнь в США // http://www.all-crime.ru/kazni/kazni-usa.htm.

[17]Decision by India’s Supreme Court commuting the death sentences of 15 prisoners // http://www.amnestyusa.org/news/news-item/india-landmark-supreme-court-decision-upholds-rights-of-death-row-prisoners.

[18] AMNESTY INTERNATIONAL REPORT 2014/15: THE STATE OF THE WORLD’S HUMAN RIGHTS (25 February 2015) Index number: POL 10/0001/2015 // https://www.amnesty.org/en/documents/pol10/0001/2015/en/.

[19] Fact Sheet of Council of Europe on Death Penalty, Key Concepts, p.1.

[20] Там же.

[21] Жалинский, А.Э. Комментарий к УК РФ, с.178-180.[:]