В широкий прокат выходит новая версия зомби-апокалипсиса. На этот раз своё видение представляет южнокорейский режиссёр и мультипликатор Ен Сан-хо. Премьера «Поезда в Пусан» прошла в рамках «Полуночных показов» на Каннском фестивале в мае этого года. Фильм получил несколько премий, теплый приём зрителей и значительные кассовые сборы по всему миру в качестве приятного бонуса.

Разведённый финансист-трудоголик Сок Ву (Кон Ю) не в состоянии отказать любимой дочери, которая просит отца о единственном подарке на день рождения – поездке к маме в Пусан. В поезд «зайцем» проникает пассажирка, заражённая загадочным вирусом, и инфекция стремительно распространяется от вагона к вагону, заражая пассажиров железных дорог Южной Кореи. В борьбе за выживание отец с дочерью объединяются со своими попутчиками, среди которых беременная женщина и её простоватый муж, сестры-старушки, выжившие тинэйджеры из школьной команды по бейсболу. Согласно законам жанра, до конечной станции доедут немногие…

Зомби у создателей вышли достаточно прыткие. Это не классические крошащиеся на куски медлительные развалины, берущие числом. Что-то подобное зритель уже мог видеть в ленте «Война миров Z» 2013-ого года. Быстрые и опасные монстры могут настигнуть любого персонажа (подобного напряжения в «Ходячих мертвецах» зритель порой вынужден ждать в течение целого сезона). Героям придется буквально продираться сквозь толпу жадных до человечины созданий. В основном они будут вынуждены бежать и прятаться, но порой в ход пойдут кулаки. Напоминающая «Олдбой» динамичная боевая сцена прилагается.

Несмотря на бешеную динамику, история по большей части камерная, открытые пространства и привинченные «для масштабности» неубедительные спецэффекты ей только вредят. По сути, «Поезд в Пусан» не привносит в жанр ничего нового, индустрия кино год за годом штампует подобные картины. Интересных же лент о зомби-апокалипсисе не столь много. Обаяние фильма в том, что его создатели умело использовали уже имеющиеся приёмы для создания напряжения. Пусть посыл корейцев и не столь оригинален, но он всё же гораздо сильнее и ярче многих схожих лент, вышедших на экраны за последнее время. Добавьте сюда национальный колорит и азиатскую традицию в изображении жестокости, которая идёт об руку с шокирующим натурализмом, и вы получите стильную историю о выживании в декорациях зомби-хоррора.

Аналогии с нездоровым социальным расслоением и человеческими каждодневными страхами слишком очевидны. Одни люди в тревоге стигматизируют других, страх сковывает полю и разум, тревога находит своё воплощение в смертельной «волне» из зомби. Рассказ об апокалипсисе – это всегда, прежде всего, рассказ о напуганной группе людей, которым некуда скрыться от настигнувшего их кошмара. Самая интересная часть здесь – это различные модели поведения в критической ситуации. Пропитанному клаустрофобией, динамичному «Поезду в Пусан» удается полностью раскрыть обозначенную тему.

Изначально Сок Ву пытается внушить дочери самую оптимальную, на его взгляд, для выживания формулу «каждый сам за себя». Су-ан не может принять такой подход, и по ходу повествования эгоистичному финансисту придётся путём проб и ошибок убедиться, что это точно не то, чему стоит учить детей. Среди хаоса найдётся место трусу, кто-то бездарно погибнет, а кто-то пожертвует собой ради других. Как говорится: «живем вместе, умираем поодиночке».

Автор: Анатолий Волохов