До 2015 года возможность того, что одна из стран-членов Европейского союза может покинуть группировку, казалась далёкой от реальности. Однако массовый наплыв беженцев из ближневосточных стран в Европу, кризис зоны евро, а также ряд других факторов поставили под вопрос дальнейшее развитие этого интеграционного объединения. Во многих европейских странах сейчас больше преобладают евроскептические настроения.

23 июня прошлого года в Соединенном Королевстве Великобритания прошел референдум, на котором большинство британцев проголосовали за выход из состава Европейского Союза. Это событие повлекло за собой массу последствий и изменений в общественно-политической жизни страны. Многочисленные протесты и демонстрации британских жителей против выхода из ЕС, ожесточенные дебаты в парламенте на эту тему являются свидетельством того, что Брекзит стал поворотным моментом в истории отношений Британии и Европы и окажет значительное влияние на развитие их дальнейшего взаимодействия. Во многом выход Великобритании из интеграционного объединения может стать стимулом для создания нового механизма двустороннего сотрудничества этих игроков и вывести отношения ЕС-Великобритания на качественно новый уровень. Поэтому в настоящий момент открытым остается вопрос о том, какой формат отношений Великобритании и Европейского союза будет установлен после Брекзита.

Кому из партнеров будет более выгодно создание нового механизма двусторонних отношений — сказать достаточно трудно. С одной стороны, многие аналитики полагают, что Европейский союз нуждается в Великобритании больше, чем Великобритания нуждается в нем. Британия имеет торговый дефицит со странами-членами ЕС, то есть импортирует большое количество европейских товаров и, таким образом, является одним из главных рынков сбыта продукции для стран ЕС. Например, по данным Национальной статистической службы Великобритании, в 2014 году торговый дефицит Британии со странами Европейского союза составил 61,6 млрд фунтов.[1] Кроме того, если в ЕС в том же году экспортировалось более 50% британских товаров, то в состав импорта Соединенного Королевства входили только 6,6% европейских товаров.[2] С другой стороны, Великобритания также нуждается в Европе. Помимо того, что страны ЕС являются основным рынком сбыта британских товаров, ежегодная выгода от членства Великобритании в ЕС оценивается в 3 тыс. фунтов, согласно данным The Economist.[3] Наличие общих интересов, тесных торговых связей, а также высокий уровень взаимозависимости британской и европейской экономик говорят о необходимости искать новые формы сотрудничества ЕС и Великобритании после Брекзита.

В первую очередь, важно определить, какие существуют возможные сценарии развития взаимоотношений Великобритании и Европы в сфере торговли. Одним из возможных вариантов решения этого вопроса может стать следующий сценарий: Великобритания выйдет из Европейского союза и присоединится к соглашению ЕАСТ, куда на данный момент входят Исландия, Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн, и будет налаживать торговые отношения с этими странами. Такой исход событий крайне неблагоприятно скажется на британской экономике в краткосрочной перспективе. Согласно оценке исследователей Лондонской школы экономики, выход из ЕС и присоединение к ЕАСТ сократит доход бюджета Великобритании на 6,3% (для сравнения: во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. британский ВВП сократился на 7%).[4] Кроме того, торговля между странами Европейского союза и Британией сократится на 25%.[5] Статистика показывает, что в результате полного выхода Великобритании из ЕС и вступления в ЕАСТ торговый сектор Британии определенно пострадает и издержки будут намного выше той суммы, которую британское правительство вкладывало в общий бюджет ЕС до выхода.

Вторым, более оптимистичным вариантом является следующий сценарий: Великобритания выйдет из Европейского союза, но останется в зоне свободной торговли со странами ЕС и войдет в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ) по примеру Норвегии. Выход из состава ЕС, с институциональной точки зрения, не повлечет за собой ощутимых издержек для Великобритании, так как из всех остальных стран-членов она менее всего подвержена институциональному регулированию со стороны ЕС. Однако, вступив в ЕЭЗ, у Великобритании будет возможность сохранить торговые преференции со своим главным партнером по торговле – Европейским союзом. При таком сценарии для британской экономики, тем не менее, будут определенные издержки (совокупный доход сократится на 1,3% ввиду снижения степени интегрированности с Европейским союзом), однако эти издержки будут существенно ниже, чем если Великобритания пойдет по первому пути. Таким образом, подписание соглашения с ЕАСТ даст Британии возможность наладить торговые связи только с несколькими европейскими странами, в то время как при вступлении в ЕЭЗ Британия сможет полноценно взаимодействовать со всеми членами Европейского союза в секторе торговли, что будет более выгодно для британской экономики. По словам бывшего премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона, «единый рынок должен лежать в основе взаимоотношений Европейского союза и Великобритании».[6]

«Когда речь идет о реальной экономике, Британия и ЕС смогут в перспективе найти замену друг другу, какие-то новые рынки, но, что касается финансовой сферы, здесь такую замену будет сложно найти»

Что касается сферы инвестиций, здесь может быть аналогичный сценарий, что и по торговле: Британия покидает ЕС, но параллельно заключает двустороннее соглашение по налогам и инвестициям. Британия является одним из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций, занимая по этому показателю 3-е место (после США и Китая) и получая капитал из-за рубежа в размере свыше 1 трлн. фунтов, при том, что половина этих инвестиций исходит из стран-членов ЕС.[7] Поэтому для британского правительства крайне важно сохранить благоприятный инвестиционный климат и не допустить «бегства капиталов», которое может произойти в результате Брекзита. С этой целью новое британское правительство будет стремиться заключить договор по инвестициям с Европейским союзом. Несомненно, общий объем прямых иностранных инвестиций в Великобританию сократится в результате Брекзита (как минимум на 14%) даже при быстром заключении нового соглашения, однако издержки будут меньше, чем при любом другом сценарии.[8]

Таким образом, если говорить об экономических последствиях Брекзита для Великобритании и создании новых механизмов взаимодействия с ЕС, в сфере торговли и инвестиций прослеживается примерно следующий сценарий: Британия формально перестанет быть членом ЕС и не будет зависеть от решений наднациональных институтов Союза, но в то же время будет стремиться заключить взаимовыгодные торговые и инвестиционные договоры, сохраняющие преференции для Великобритании в этой области. Снижение степени интегрированности, безусловно, отрицательно скажется и на притоке инвестиций, и на объемах торговли. Однако в долгосрочной перспективе это может привести к переориентации британской экономики на другие рынки и привлечению новых инвестиций из других стран, с которыми Британия будет сотрудничать после Брекзита.

В дополнение к анализу перспектив экономического сотрудничества Великобритании и ЕС после Брекзита, автор статьи провела интервью с научным сотрудником ИМЭМО РАН, специалистом по экономике Великобритании Е.С. Хесиным. Ефим Самуилович привел подробный анализ того, к каким изменениям в экономике приведет выход Британии из ЕС.

Добрый день, Ефим Самуилович! Журнал TheWall проводит исследование об экономических последствиях Брекзита для Великобритании и Европейского союза. Могу я задать вам несколько вопросов на эту тему?

Да, конечно.

Как вы считаете, кому двустороннее сотрудничество в рамках интеграционного объединения было более выгодно – Великобритании или Европейскому союзу?

На мой взгляд, после вступления Великобритании в ЕС в 1973 году выиграли обе стороны. В XX веке наблюдалась тенденция ослабления позиций Великобритании в мировой экономике и ее участие в интеграционных процессах в Европе стало важным фактором, который переломил этот тренд и привел к «британскому экономическому чуду» уже в начале 90-х годов. Присоединение Великобритании к единому европейскому рынку способствовало ликвидации таможенных барьеров и поощрению британского бизнеса в целом. Кроме того, половина британского экспорта идет на рынок ЕС и половина всех иностранных инвестиций Великобритании принадлежит европейским странам. Если говорить о Европейском союзе, то британский ВВП составляет шестую часть ВВП ЕС и занимает большое место в развитии европейской экономики. Вступление Великобритании в ЕС, безусловно, усилило экономический потенциал этого объединения и способствовало развитию интеграционных процессов вглубь.

«Великобритания в большей степени зависит от ЕС, чем наоборот, именно из-за высокой значимости европейского рынка и капитала для британской экономики» 

Если говорить о современной ситуации, кто от кого больше зависит в плане экономики и кто в ком больше нуждается?

Говоря про современный период, на мой взгляд, Великобритания в большей степени зависит от ЕС, чем наоборот, именно из-за высокой значимости европейского рынка и капитала для британской экономики. Соответственно, Британия нуждается в ЕС в большей мере, чем ЕС в Великобритании.

В какой сфере экономики, на ваш взгляд, сотрудничество между этими игроками останется таким же тесным, даже после Брекзита?

Главная сфера, в которой сотрудничество должно оставаться таким же тесным, – это финансовый сектор. Лондонский сити остается финансовым центром Европы, и если банки начнут переводить свои штаб-квартиры в другие города, скажем, в Дублин, во Франкфурт, в Париж или в страны Юго-Восточной Азии, то проиграют и Европа, и Великобритания. Когда речь идет о реальной экономике, Британия и ЕС смогут в перспективе найти замену друг другу, какие-то новые рынки, но, что касается финансовой сферы, здесь такую замену будет сложно найти. Ни британскому, ни европейскому бизнесу не будет выгодно разрывать отношения в этой сфере из-за высокой степени взаимозависимости.

Какие сектора экономики Великобритании больше всего проиграют после выхода страны из состава ЕС?

Во-первых, пострадает автомобильная промышленность. В Британии практически нет сугубо английских автомобильных компаний и, кроме того, в британской автомобильной промышленности доминирует иностранный капитал. Еще одна отрасль, которая может пострадать – это металлургия. Особенно негативно выход из ЕС может отразиться на Уэльсе, где хорошо развита металлургическая промышленность и откуда значительная часть металлов и стали идет на европейский рынок.

«Если анализировать результаты референдума, то можно обнаружить, что за выход из ЕС голосовали в значительной мере представители малого и среднего бизнеса» 

А какой сектор британской экономики больше всего выиграет в результате Брекзита?

Если анализировать результаты референдума, то можно обнаружить, что за выход из ЕС голосовали в значительной мере представители малого и среднего бизнеса. Они считают, что конкуренция со стороны европейских компаний слишком велика и это мешает их развитию. Если бизнес будет функционировать под британским законодательством, будут созданы более благоприятные условия для развития британского бизнеса (а его роль в британской экономике чрезвычайно велика). Поэтому малый и средний бизнес будут в выигрыше.

Какие вы видите перспективы сотрудничества Великобритании, США и ЕС в рамках проекта TTIP в новых условиях?

Об этом что-либо сказать довольно сложно, особенно сейчас, после избрания Дональда Трампа президентом Соединенных Штатов. Как известно, Трамп выступает за протекционизм и изоляционизм в экономике, поэтому администрация при новом Президенте, скорее всего, откажется от идеи создания TTIP. Однако Британия и США будут стремиться укреплять «особые отношения», которые исторически сложились между этими странами. Об этом, в частности, говорили Дональд Трамп и Тереза Мэй в своем недавнем телефонном разговоре. Вполне возможно, что будет заключено соглашение по торговле услугами между США и Великобританией, так как пока у этих стран нет единого рынка торговли услугами. А вот о роли и месте Европейского союза в этом соглашении пока точно сказать ничего нельзя.

«У Великобритании четко прослеживается переориентация на Азию, так как азиатские страны развиваются сейчас более динамично, чем развитые государства»

Помимо Соединенных Штатов с какими еще странами Великобритания будет налаживать экономическое сотрудничество в первую очередь?

В последние годы мы видим активизацию экономических связей Великобритании с Китаем и Индией. К слову, одним из первых зарубежных визитов Терезы Мэй был визит в Индию. Что касается Китая, сравнительно недавно удалось урегулировать вопрос о строительстве атомной электростанции, который был камнем преткновения в британо-китайских отношениях, поэтому пути для расширения сотрудничества с Китаем тоже открыты. В целом, у Великобритании четко прослеживается переориентация на Азию, так как азиатские страны развиваются сейчас более динамично, чем развитые государства, и сотрудничество с ними будет у Великобритании в приоритете.

Какие перспективы может создать Брекзит для российско-британских отношений?

Что касается России, наши отношения с Британией во многом основаны на взаимодействии в энергетическом секторе. 80% российского экспорта в Великобританию составляют энергоресурсы, в которых Британия остро нуждается ввиду того, что месторождения Северного моря к настоящему времени практически исчерпаны. По мнению главы «Газпрома» Алексея Миллера, благодаря Брекзиту объем поставок российских энергоресурсов в Великобританию в ближайшем будущем может увеличиться.

«В Шотландии хотят провести новый референдум о выходе из Великобритании, а в Северной Ирландии усиливаются настроения в пользу присоединения к Ирландской Республике»

В каких сферах экономики британское правительство проведет реформы в первую очередь после выхода из ЕС?

Во-первых, будет проводиться более мягкая финансовая и денежно-кредитная политика. В правительстве Кэмерона придерживались мнения, что необходимо к 2020 году ликвидировать дефицит бюджета и перейти к профициту, однако нынешний министр финансов Хэммонд эту точку зрения не разделяет и считает, что такая политика может отрицательно сказаться на темпах роста экономики и привести к снижению доходов. Кроме того, повышенное внимание будет уделено региональной политике. В ходе референдума выяснилось, что некоторые регионы и провинции выступают против того, чтобы страна выходила из состава Европейского союза. В Шотландии хотят провести новый референдум о выходе из Великобритании, а в Северной Ирландии усиливаются настроения в пользу присоединения к Ирландской Республике. Скорее всего, правительство будет проводить политику деволюции, то есть, предоставления бóльших прав и полномочий регионам, чтобы предотвратить сепаратистские настроения. Конечно, особое внимание будет уделено решению миграционного кризиса и, в частности, вопросу о том, как, с одной стороны, усилить контроль над миграционными потоками в стране и ограничить приток новых мигрантов, и одновременно добиться свободного доступа к единому рынку, который так важен для Британии. Это те ключевые сферы, в которых будут предприняты первые шаги нового британского правительства.

Большое спасибо, Ефим Самуилович, за подробные ответы!


Автор: Наталия Аскерова

[1] Office for National Statistics, UK exports and imports to EU and Non-EU // URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/international-transactions/outward-foreign-affiliates-statistics/how-important-is-the-european-union-to-uk-trade-and-investment-/sty-eu.html (26.06.2015)

[2] The Economist, Exports of goods between Britain and EU // URL: http://www.economist.com/blogs/graphicdetail/2016/02/graphics-britain-s-referendum-eu-membership (24.02.2014)

[3] The Economist, Exports of goods between Britain and EU // URL: http://www.economist.com/blogs/graphicdetail/2016/02/graphics-britain-s-referendum-eu-membership (24.02.2014)

[4] The Brexit Scenarios: Towards a new UK-EU Relationship. – Research Fellow in European Affairs, 2016. P. 10.

[5] The Brexit Scenarios: Towards a new UK-EU Relationship. – Research Fellow in European Affairs, 2016. P. 10.

[6] The Brexit Scenarios: Towards a new UK-EU Relationship. – Research Fellow in European Affairs, 2016. P. 8.

[7] The Brexit Scenarios: Towards a new UK-EU Relationship. – Research Fellow in European Affairs, 2016. P. 8.

[8] The Brexit Scenarios: Towards a new UK-EU Relationship. – Research Fellow in European Affairs, 2016. P. 8.