«Художник начинается тогда, когда в его замысле или уже в его ленте возникают свой особый образный строй, своя система мыслей о реальном мире, и режиссёр представляет ее на суд зрителя, делится ею со зрителем, как своими самыми заветными мечтами»

Андрей Тарковский

Выставочный проект в Новом Пространстве Театра Наций объединяет режиссёра Андрея Тарковского и художника «неофициального» искусства Дмитрия Плавинского. Проект осуществлён музеем Анатолия Зверева совместно с фондом «Два Андрея», в рамках XXXIX Московского международного кинофестиваля. Проект сопровождается кинолекторием «Два Андрея. Ближний круг» и программой «Вокруг Тарковского», в которую войдут показы полной версии фильма «Андрей Рублев» и мировых киношедевров.

Тарковский и Плавинский никогда не встречались лично, но их искания происходили в области древнерусской культуры и свободного творчества. совершенствования, как пути к пониманию себя. Съемки фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского проходили в Изборске, Суздале и Владимире, примерно в это же время Дмитрий Плавинский путешествовал по русскому Северу и работал в церкви в Изборске.

Андрей Тарковский

На цокольном этаже представлены художественные и документальные фрагменты из фильма «Андрей Рублёв», материалы из архивов о сложной судьбе фильма, который не получил широкого проката. Вопросы о судьбе художника, религиозное содержание, даже борьба с татаро-монголами являлись поводом для нападок на фильм со стороны власти. Его можно было посмотреть только по заявке от клуба по интересам.

Как Андрей Тарковский воспринимал прошлое, видно по цитате из статьи «Запечатлённое время» (авторская версия также представлена на выставке): «Мы не можем восстановить ХV век буквально, как бы мы ни изучали его по памятникам. Мы и ощущаем его совершенно иначе, нежели люди, в том веке жившие. Но ведь и рублевскую «Троицу» мы воспринимаем по-другому, не так, как ее современники. А все-таки жизнь «Троицы» продлилась сквозь века: она жила тогда, она живет сейчас, и она связывает людей XX века с людьми XV века. Можно воспринимать «Троицу» просто как икону. Можно воспринимать ее как великолепный музейный предмет, скажем, как образец живописного стиля определенной эпохи. Но есть еще одна сторона в восприятии этой иконы, этого памятника: мы обращаемся к тому человеческому духовному содержанию «Троицы», которое живо и понятно для нас, людей второй половины XX века. Этим определяется и наш подход к той реальности, которая породила «Троицу»

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

Дмитрий Плавинский

Плавинский – художник, работавший не в русле советского искусства. Он обратился к внутреннему вместо следования внешнему диктату советского искусства. Его стиль называют «структурным символизмом». Для Плавинского время – это структура, а носорог и черепаха являются символами времени. Картины не ограничены краской на холсте, коллажность и дополнительные слои придают картинам Плавинского дополнительное измерение.

Очное видение над Иерусалимом

По словам куратора выставки Полины Лобачевской, выставка рассчитана на эмоциональное восприятие. Для этого было создано особое пространство, где расположена трёхметровая картина Плавинского, мультимедийная инсталляция с героями «Андрея Рублёва» и создана площадка для просмотра каждого эпизода фильма.

Автор: Наталья Белова

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.