На киноэкраны всей планеты врывается продолжение культового фантастического фильма «Бегущий по лезвию» (Blade Runner). О переменах спустя долгие 30 лет, эстетике сиквела и работе картины на зрителя – в нашем материале.

Перед пресс-показом внушительные люди в чёрном забирают у журналистов всю технику, оставляя их на ближайшие три часа в мире без времени. Зачитывают трогательное послание к смотрящим от режиссёра ленты, разнопланового Дени Вильнёва (на его счету – «оскаровская» номинация за прошлогоднее «Прибытие», а также безупречно сделанные «Пленницы» и абсурдистский «Враг»). Постановщик взывает к разуму и честности, просит не раскрывать детали сюжета и дать возможность каждому зрителю получить впечатления собственные. На ряду повыше некто шутливо подмечает стремление Вильнёва поскорее стать классиком, а не собирать кассу. Как выяснилось, одно с другим соседствует и ничуть не мешает.

Основой для картины служит роман всемирно известного фантаста Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Прошло тридцать лет с момента окончания первого фильма, и мы снова в мрачной Калифорнии будущего. Репликанты эволюционируют во всех доступных формах, оставляя устаревшие модели на прицеле у «блэйдраннеров». Офицер полиции Кей – один из таких безжалостных охотников (удивительно точное попадание в образ Райана Гослинга). Ему, как и Рику Декарду (Харрисон Форд), начальство поручает найти и «отправить в отставку» отбившихся от рук бунтарей. Однако происходящее оказывается куда глубже и рискованней, чем предполагалось. Вдобавок персонаж во что бы то ни стало хочет докопаться до своего прошлого.

Дени Вильнёв, Райан Гослинг и Харрисон Форд на съемках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Спойлерить, безусловно, нельзя, но постараемся ответить на несколько важных вопросов. На что аудитория вправе рассчитывать? Что следует отбросить от второй части  революционного в жанре «киберпанк» проекта, собравшего почитателей по всему миру?

НЕ ЖДАТЬ: соревнования с оригиналом.  Его уровень не превышен, но и не принижен – Вильнёву при помощи авторов сценария, Хэмптона Фанчера (работал над оригинальным фильмом) и Майкла Грина, хватает мастерства не допустить провала или возвыситься над первоисточником (едва ли выполнимая задача для любого режиссёра). Последнее, кстати, играет только на руку. Создавая свой мир, с толикой уважения к уже созданному Ридли Скоттом, Вильнёв тем самым только выигрывает и незамедлительно подкупает зрителя.

Харрисон Форд в фильме «Бегущий по лезвию» (1982)

ЖДАТЬ: триллера в жанре «нео-нуар». Разреженная, герметичная атмосфера, нередко вызывающая дрожь по телу (вкупе с выходящим на новый уровень безупречным саундтреком легендарного Ханса Циммера и его молодого и перспективного соратника, Бенджамина Уоллфиша); едва различимые силуэты персонажей; ливень, сменяющийся метелью; неоновые вывески, рекламирующие товары и услуги для удовольствия людей из мира будущего. Иногда кажется, что у картины отсутствует душа, но, несмотря на отстранённость и ирреальность, присущие жанру, здесь она представлена в избытке, лишь видоизменившись. Фанатам первого фильма не составит труда разъяснить для себя некоторые моменты касательно биографии героев и их поступков. Следить же за неспешным развитием сюжета доставит неизгладимое впечатление.

ЖДАТЬ: неземной операторской работы Роджера Дикинса. Общественность, долгое время пребывавшая в негодовании от отсутствия «Оскара» у Леонардо ДиКаприо, здесь должна устыдиться. Дикинс был номинирован на премию 13 раз и каждый год оставался вне поле зрения академиков (несмотря на чуть ли не ежегодную продуктивность и виртуозную работу в каждом фильме). Городу с отсутствием натурального света он придаёт величественные масштабы. Панорамы пустошей, действие в которых происходит ближе к концу, заставляют замереть в состоянии перманентного экстаза. Со слов режиссёра, Дикинс был единственным человеком, с которым он советовался в каждом вопросе еще до начала съёмок, подбирая каждый кадр и делая его выразительным. Подобная доверительность встречается крайне редко. Хочется верить, что работа в этом тандеме (для Дикинса это уже третье сотрудничество с Вильнёвым) не пройдёт мимо часто не осмотрительной Киноакадемии.

В последнее время едва прослеживается тенденция становления интеллектуальных проектов массовыми и окупающимися. Тем не менее, желание авторов продолжать творить в новой реальности, а продюсеров — рисковать и давать свободу самовыражения, привлекает людей в кинотеатры чуть чаще, чем ранее.

Первый «Бегущий» вышел в 1982 году, провалился в прокате и собрал прохладные отзывы критиков и аудитории. Проверка временем – еще один компонент, чрезвычайно важный и актуальный. «2049» –  кино, идущее дальше пресловутой жвачки: в нём говорят и показывают совсем иначе. Среднестатистический зритель, едва знакомый с оригиналом, не привык видеть подобное. Но уже одно только знакомство с таким примером вполне может повлиять на человека. Тем, кому трёх часов на раскрытие всего материала окажется недостаточно, остаётся советовать пересмотреть и ждать послевкусия. Оно, как и осознание репликантом своих человеческих задатков, приходит значительно позже.

Автор: Егор Козкин

Фото с сайта www.imdb.com