Каждому человеку, хоть немного интересующемуся театром, пусть даже это и совсем еще не искушенный театрал, знакомо имя Бертольда Брехта. Он занимает почетное место в ряду выдающихся театральных деятелей, и его влияние на европейский театр можно сравнить с влиянием К. Станиславского и В. Немировича-Данченко на русский.  Пьесы Бертольта Брехта ставятся повсеместно, и Россия не является исключением.

Бертольд Брехт. Источник: http://www.lifo.gr/team/selides/55321

Что такое «эпический театр»?

Бертольт Брехт – не просто драматург, писатель, поэт, но и основатель театральной теории – «эпического театра». Сам Брехт противопоставлял ее системе «психологического» театра, основоположником которой является К.Станиславский.  Основным принципом «эпического театра» являлось соединение драмы и эпоса, что противоречило общепринятому пониманию театрального действия, основанного, по мнению самого Брехта, только на идеях Аристотеля. Для Аристотеля эти два понятия были несовместимы на одной сцене; драма должна была полностью погружать зрителя в реальность спектакля, вызывать сильные эмоции и заставлять остро переживать события вместе с актерами, которым предполагалось вживаться в роль и, для достижения психологической достоверности, изолировать себя на сцене от зрителей (в чем, по Станиславскому, им помогала условная «четвертая стена», отделявшая актеров от зрительного зала). Наконец, для психологического театра необходимо было полное, детальное восстановление антуража.

Брехт же, наоборот, считал, что подобный подход переключает внимание в большей степени только на действие, отвлекая от сути. Цель «эпического театра» – заставить зрителя абстрагироваться и начать критически оценивать и анализировать происходящее на сцене. Лион Фейхтвангер писал:

«По Брехту, вся суть заключается в том, чтобы зритель больше не обращал внимания на «что», а только на «как» … Согласно Брехту, всё дело в той, чтобы человек в зрительном зале лишь созерцал события на сцене, стремясь как можно больше узнать и услышать. Зритель должен наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, — он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться. Он должен рассматривать механизм событий точно так же, как механизм автомашины»

 

Эффект отчуждения

Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения». Сам Бертольд Брехт говорил, что необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.

Актеры

Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:

«Если между сценой и публикой устанавливался контакт на основе вживания,  зритель был способен увидеть ровно столько, сколько видел герой, в которого он вжился. И по отношению к определённым ситуациям на сцене он мог испытывать такие чувства, которые разрешало „настроение“ на сцене»

 

Сцена

Соответственно, и оформление сцены должно было работать на идею; Брехт отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент. От художника теперь требовался минималистический рационализм, декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах. Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.

Музыка

Для реализации «эффекта отчуждения» Брехт использовал в  своих спектаклях также и музыкальные номера – в «эпическом театре» музыка дополняла актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги[1]. Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию.

 

Влияние на русский театр сегодня

Как уже было отмечено, пьесы Бертольта Брехта по-прежнему пользуются популярностью у режиссеров всех мастей, и московские театры сегодня предоставляют большой выбор и позволяют наблюдать весь спектр таланта драматурга.

Так, в мае 2016 года состоялась премьера спектакля “Мамаша Кураж” в театре Мастерская Петра Фоменко. В основе спектакля лежит пьеса “Мамаша Кураж и ее дети”, которую Брехт начал писать в канун Второй мировой войны, задумав сделать таким образом предупреждение. Однако, драматург закончил работу осенью 1939 года, когда война уже началась. Позже Брехт напишет:

«Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала»

При написании пьесы источниками вдохновения Брехту служили два произведения – повесть «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж», написанная в 1670 году Г. фон Гриммельсгаузеном, участником Тридцатилетней войны, и «Сказания прапорщика Столя» Й. Л. Рунеберга. Героиня пьесы, маркитантка, использует войну как способ обогатиться и не испытывает никаких чувств по отношению к этому событию. Кураж заботится о своих детях, которые, наоборот, представляют лучшие человеческие качества, которые видоизменяются в условиях войны и обрекают всех троих на погибель. «Мамаша Кураж» не только воплотила в себе идеи «эпического театра», но и стала первой постановкой театра «Берлинер ансамбль» (1949), созданного Брехтом.

Постановка пьесы «Мамаша Кураж» в театре Фоменко. Источник фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/

В театре им. Маяковского в апреле 2016 года состоялась премьера спектакля «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Брехта. Пьеса была написана в Америке в 1945 году. Эрнст Шумахер, биограф Бертольта Брехта, высказывал предположение, что, избрав местом действия Грузию, драматург как бы отдал дань уважения роли Советского Союза во Второй Мировой Войне. В эпиграф спектакля вынесена цитата:

«Дурные времена делают человечность опасной для человека»

В основе пьесы лежит библейская притча о царе Соломоне и двух матерях, спорящих, чей ребенок (также, по мнению биографов, на Брехта оказала влияние пьеса «Меловой круг» Клабунда, в основе которой, в свою очередь, лежала китайская легенда). Действие разворачивается на фоне Второй Мировой Войны. В этом произведении Брехт ставит вопрос, чего стоит добрый поступок?

Как отмечают исследователи, эта пьеса – пример «правильного»  для «эпического театра» сочетания эпоса и драмы.

Постановка пьесы «Кавказский меловой круг» в театре Маяковского. Источник фото: http://www.wingwave.ru/theatre/theaterphoto.html

Пожалуй, самая известная в России постановка «Доброго человека из Сезуана» Добрый человек из Сычуани»)  – постановка Юрия Любимова в 1964 году в Театре на Таганке, с которой для театра началась эпоха расцвета. Сегодня интерес режиссеров и зрителей к пьесе не пропал, спектакль Любимова по-прежнему на сцене, в Театре имени Пушкина можно посмотреть версию Юрия Бутусова. Эту пьесу считают одним из самых ярких образцов «эпического театра». Как и Грузия в «Кавказском меловом круге», Китай здесь – своеобразная, очень далекая условная сказочная страна. И вот в этом условном мире разворачивается действие – боги спускаются с небес в поисках доброго человека. Это спектакль о доброте. Брехт считал, что это врожденное качество и что оно относится к специфическому набору качеств, которые могут быть выражены только символически. Эта пьеса – притча, и автор ставит здесь перед зрителем вопросы, что есть доброта в жизни, как она воплощается и может ли быть абсолютной, или же присутствует двойственность человеческой натуры?[2]

Постановка пьесы «Добрый человек из Сычуани» Брехта 1964 года в театре на Таганке. Источник фото: http://tagankateatr.ru/repertuar/sezuan64

 

Одну из самых известных пьес Брехта, «Трехгрошовую оперу», поставил в 2009 году Кирилл Серебренников в МХТ имени Чехова. Режиссер подчеркивал, что ставит зонг – оперу и готовил спектакль два года. Это история о бандите по прозвищу Мэкки – нож, действие происходит в викторианской Англии. В действии принимают участие и нищие, и полицейские, и бандиты, и проститутки. По словам самого Брехта, в пьесе он изобразил буржуазное общество. В основе лежит балладная опера «Опера нищих» Джона Гея. Брехт же говорил, что в написании его пьесы участвовал композитор Курт Вайль. Исследователь В. Гехт, сравнивая два этих произведения, писал:

«Гей наводил замаскированную критику на явные безобразия, Брехт подвергал явной критике замаскированные безобразия. Гей объяснял безобразия человеческими пороками, Брехт, напротив, пороки — общественными условиями»

Особенность «Трехгрошовой оперы» в ее музыкальности. Зонги из спектакля стали невероятно популярны, и в 1929 году в Берлине даже вышел сборник, а позже исполнялись многими мировыми звездами музыкальной индустрии.

Постановка пьесы «Тёхгрошова опера» в МХТ имени А.П. Чехова. Источник фото: https://m.lenta.ru/photo/2009/06/12/opera

Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового театра, где главная цель автора и актёров — воздействовать не на эмоции зрителя, а на его разум: заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта смеётся над плачущим и плачет над смеющимся. ведь главная задача, которую ставит Брехт перед своей аудиторией — не верить, а думать.

Автор: Нина Михайлова

[1] Зонг (от нем. der Song — эстрадная песня) — вид баллады, иногда близкой к джазовому ритму, часто пародийного, гротескного характера, содержащей едкую сатиру и критику общества. Изначально — обозначение музыкальных номеров в «эпическом театре» Б. Брехта (со времени первой постановки его «Трёхгрошовой оперы» в 1928 году), где они исполняются обычно в виде интермедии или авторского комментария

[2]  «Добрый человек из Сезуана» //  tagankateatr.ru/repertuar/dobriy-chelovek