На свете существует множество языков, и современные люди пытаются овладеть помимо родного ещё и иностранным, а желательно не одним. Однако единицам удаётся выучить более десяти языков, диалектов или наречий, всех же не знает никто. При этом существует несколько языков, которые понятны и ясны по всему миру, они едины для всех – это язык музыки и язык танца. Восхитительные мелодии пленяют слушателей, подобно тому, как в Древней Греции пение сирен очаровывало проплывающих мимо моряков, а утонченные движения танцоров напоминают, что дочь Зевса муза Терпсихора всегда будет покровительствовать талантам. Наиболее яркими проявлениями этих двух языков являются два неповторимых искусства – опера и балет. Именно им будет в будущем посвящён ряд статей в нашем журнале.

И опера, и балет имеют продолжительную историю. Несмотря на это их развитие никогда не останавливается: постоянно появляются новые течения и направления, рождаются новые звёзды на исполнительском Олимпе.

Так, только за последний век, наравне с классическим балетом предстал перед глазами искушенного зрителя бессюжетный балет. Он не повествует какой-либо определенной истории, здесь нет фабулы, здесь есть только изумительная пластика и опьяняющая музыка, которые в совокупности оказывают пленительное воздействие на разум человека. Представление о самодостаточности танца, заложенное некогда Джорджем Баланчиным, базируется на простой мысли: рисунок танца сам должен подсказывать, что должен представить наблюдатель. Главный акцент в неоклассических балетах делается на бытовые жесты – тело артиста как бы само рождает движения, а для большего сходства с повседневностью происходит отказ от классических костюмов и обуви, нередко выступления происходят в легких одеждах на босую ногу. В настоящее время создаются как одноактные постановки – балеты-зарисовки, так и полнометражные многоактовые творения, в которых за основу взята определенная сюжетная линия – драмбалеты. Не перестает двигаться вперед и классический балет. Постепенно усложняется техника исполнения (от танцовщика всё чаще требуется серьёзная спортивная подготовка), при этом усиливается и драматическая сторона. Хореографы, создавая редакции классических балетов, пытаются подкорректировать всем известные сюжеты, внести новые акценты, отвечающие современным реалиям. Каждое новое поколение артистов балета старается внести что-то своё, не изведанное ранее, оставить в истории своё видение произведения.

Сцена из балета Джорджа Баланчина на музыку Стравинского «Аполлон Мусагет» в Большом Театре. Авторы фото — Дамир Юсупов и Елена Фетисова / Большой театр

Оперная жизнь также не стоит на месте. Созданные много веков назад творения оживают вновь, начинают играть непривычными красками. Сюжеты, лежавшие в основе опер, не теряют своей актуальности и в наши дни. Результатом совместной работы дирижёра, режиссёра, сценографа и художников становятся интерпретации шедевров композиторского искусства. Но для того, чтобы в итоге появилась цельная композиция, происходит постоянный поиск новых решений, открытие глубинных смыслов и тайных знаков. Ткань оперы разбирается на мельчайшие детали, каждый речитатив, дуэт и ария, любой музыкальный момент оттачиваются подобно драгоценным камням с особой осторожностью и внимательностью. Оперные певцы демонстрируют всё величие и многогранность произведения, довольно часто именно они «возрождают» забытые творения. Появление новых певцов с высокой вокальной культурой, способных исполнять изощренные виртуозные партии, способствует извлечению из забвения опер Генделя, Керубини, Монтеверди, Скарлатти и многих других. Однако современные постановки требуют определенной работы и от слушателя, он часто становится непосредственным участником происходящего. Без его должного внимания вся красота не сможет полностью раскрыться, а замысел композитора останется загадкой.

Сцена из оперы Джузеппе Верди «Аида» в постановке Петера Штайна в театре им. Немировича-Данченко. Автор фото — Михаил Логвинов

Не обходят стороной искусство и современные технологии, так прочно вошедшие в нашу жизнь. В представлениях, которые мы видим сейчас, мысль постановщика передаётся также с помощью игры света, костюмов и декораций, созданных с использованием различной техники. Помимо прочего, именно благодаря ей увеличивается количество людей, способных приобщиться к прекрасному: прямые трансляции из театров или записи с выступлениями выдающихся артистов можно посмотреть в кинотеатрах, по телевизору, в интернете. С помощью технологий, можно сказать, решена вечная проблема: неограниченное количество желающих увидеть волшебство, творящееся на сцене, при ограниченном количестве мест в театре. Так опера и балет становятся по-настоящему интернациональными языками общения, охватывающими всех людей на планете вне зависимости от континента.

Автор: Мария Тарасова

На обложке Марис Лиепа, источник: http://www.liepa.ru