Банкротство – это комплексный институт права, который реализуется только через судебный процесс. Он представляет собой институт гражданского права, примерно наполовину включающий в себя нормы процессуального права. Сегодня в Российской Федерации рассмотрение дел о несостоятельности относится к исключительной компетенции арбитражных судов. Восстановление института банкротства и учреждение арбитражных судов практически совпало (1992 год).  Поскольку арбитражные суды являются классическими коммерческими судами, а банкротство – это неотъемлемый механизм имущественных отношений, законодатель посчитал нужным передать рассмотрение дел, касающихся банкротства, именно арбитражу. Дела о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами по общим принципиальным правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

По Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ «несостоятельность» (банкротство) – это «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Неформально принято выделять  законные и незаконные виды банкротства. Критериями подобной классификации являются финансовое состояние предприятия и цели введения процедуры банкротства.

«Несостоятельность» (банкротство) – это «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Среди законных видов банкротства называют  реальное и условное банкротство. Первый вид может иметь место по причине кризиса отрасли из-за верных, но неэффективных действий управленческого персонала фирмы или по каким-либо другим причинам, которые приводят к становлению предприятия неплатежеспособным, и как следствие, несостоятельным. ФЗ определяет неплатежеспособность как «прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное».

Другой вид законного банкротства – условная или временная несостоятельность, которая наступает в том случае, когда у предприятия имеется большой размер задолженностей. Также она может быть вызвана превышением активов фирмы над пассивом. Данный вид банкротства носит название «временного» в связи с тем, что при нём обычно принимается процедура финансового оздоровления, проводящаяся под внешним руководством и способная вернуть предприятию платежеспособность.

К незаконным видам банкротства принято относить  банкротство фиктивное и преднамеренное. В обоих указанных случаях предприятие является платёжеспособным, но, тем не менее, ищет и применяет разные способы для того, чтобы уйти от финансовой ответственности по долгам. Фиктивное банкротство предполагает подачу заведомо ложного объявления о банкротстве при одновременном утаивании части активов предприятия. Данные действия направлены на получение отсрочки от выплаты задолженностей. Именно широко распространившейся практикой введения фиктивного банкротства была вызвана ликвидация института «добровольного банкротства». По ФЗ 2002 года получение статуса банкрота возможно только с помощью арбитражного управляющего, назначаемого после обращения в суд.

Преднамеренное банкротство заключается в совершённом специально  снижении платежеспособности организации и увеличении размера или количества её задолженностей с целью создания критической для предприятия ситуации. Выявление незаконных видов банкротства проводится независимой экспертизой, которую могут назначить или кредиторы, или арбитражный управляющий.

К признакам банкротства законодатель относит «неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств (только гражданина) превышает стоимость принадлежащего ему имущества»[1].

Институт банкротства направлен на решение двух задач. Первой является обеспечение должнику защиты от кредиторов, чьи претензии он не в силах удовлетворить. Второй – защита интересов каждого из кредиторов от неправомерных действий должника и других кредиторов, а также обеспечение сохранности имущества, его справедливое распределение между кредиторами. С принятием федерального закона N186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.06.2015 ещё одной важной задачей осуществления процедуры банкротства можно назвать защиту прав наёмных работников в случае банкротства их работодателя.

Ещё одной важной задачей осуществления процедуры банкротства можно назвать защиту прав наёмных работников в случае банкротства их работодателя.

С июля 2015 года как настоящие, так и бывшие работники получили право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом. Теперь их требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда учитываются для целей банкротства. Также должник приобретает обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о своём банкротстве, если он в течение более чем трёх месяцев ввиду своей несостоятельности не выплачивал выходные пособия, заработную плату и прочие причитающиеся работнику или бывшему работнику средства в тех размерах и в том порядке, которые устанавливаются трудовым законодательством.

Федеральный закон N186-ФЗ регламентирует порядок собрания работников (бывших работников) и регулирует выбор представителя от данного собрания, которое должно быть проведено не менее чем за пять рабочих дней до собрания кредиторов. Здесь же установлено, что в том случае, если в реестр требований кредиторов включены только требования о выплате выходных пособий и (или) заработных плат нынешних и бывших работников предприятия, то первое собрание кредиторов не проводится, а арбитражный суд принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления, конкурсного производства или внешнего управления. В ходе конкурсного производства арбитражным судом могут приниматься решения, отнесённые к компетенции собрания кредиторов и комитета собрания кредиторов. Данной инстанцией также утверждается конкурсный управляющий, чью кандидатуру представляет саморегулируемая организация, членом которой является временный управляющий.

Законодатель в федеральном законе N186-ФЗ от 29.06.2015 расширил перечень обязанностей арбитражного управляющего и исключил из перечня требований кредиторов требования о возмещении морального вреда (абз. 5 п. 1 ст. 81, п. 2 и п. 5 ст. 95 Закона о банкротстве, абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, абз. 2 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве)[2]. И, наконец, был внесён ряд изменений в порядок очередей погашения требований кредиторов. Так, например, требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и требования о выплате выходных пособий перенесены из первой очереди во вторую.

Автор: Алёна Геращенко

Источник фото: http://pln-pskov.ru/

[1] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (действующая редакция от 29.06.2015) // www.consultant.ru/popular/bankrupt/.

[2] Федеральный закон от 29.06.2015 №N 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181861/.