Искусство вечно, не так ли? А хотели ли вы когда-нибудь увековечить любимую картину на одежде и носить с собой? Не только в душе, но и на теле?

Эмилия Манвельян несколько лет назад нашла решение для тех, кто не хочет существовать вдали от произведений искусства, — она основала интернет-магазин ART FLASH. Мы поговорили с Эмилией о ее любимых художниках, развитии бизнеса с нуля и источниках вдохновения.  

Читала в одном из интервью, что идея бизнеса пришла к вам после посещения музея Ван Гога в Амстердаме. Что именно вдохновило вас — атмосфера творчества, картины?

Изначально идея действительно пришла в Амстердаме. Я увидела, что сувенирная продукция может быть стильной, интересной, может быть интерпретирована совершенно по-разному.

Родилась идея:  не просто делать футболки / свитшоты с принтом в прямоугольнике / квадрате, а сделать что-то, что люди смогут сочетать с одеждой и носить в повседневной жизни

Почему Ван Гог? Когда я училась в школе, преподаватель по МХК увидела мой интерес к живописи и посоветовала книгу «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна. Я прочитала ее взахлеб и настолько прониклась творчеством Ван Гога, что начала ходить на курсы по истории искусства, читать всё больше и больше, самостоятельно ходить на выставки.

Всё это наложило, конечно, отпечаток, а потом я увидела сувенирную продукцию, и в голове закрутилось… Родилась идея:  не просто делать футболки / свитшоты с принтом в прямоугольнике / квадрате, а сделать что-то, что люди смогут сочетать с одеждой и носить в повседневной жизни.

Как вы начали реализовывать идею? Кто-нибудь помогал?

Начали с бывшей однокурсницей. Стартового капитала было долларов 100 — деньги на партию из 10 свитшотов. “Это минимальное количество для заказа”, — сказал производитель. Ну вот мы и заказали. Естественно, фотограф, модели и все остальное — на бартерных условиях: наши друзья и знакомые, которые хотели помочь нам. Не было денег на студию, не было опыта, но съемка в отшитой одежде получилась достаточно неплохая, стильная.

Стартового капитала было долларов 100 — деньги на партию из 10 свитшотов

Конечно, оглядываясь назад, я понимаю, что все это было сделано на коленке, 5,5 лет прошло уже. Помню, мы сидели в кафе на Столешниковом переулке (забегали туда греться и пить чай), переодевались там, подкрашивали моделей, расчесывали им волосы и отправляли их снова в снег-мороз.

Получив первые фотографии, мы начали выставлять их в Инстаграм, писать про картины, рассказывать об искусстве. Инстаграм, конечно, раньше работал совершенно по другим принципам. Можно было поставить хэштеги, выставить в ленту, и как-то люди сами по себе это видели, никакого ранжирования по охвату.

Мы сразу продали 10 свитшотов, которые у нас были. Заказы продолжали приходить: на другие размеры, модели…А мы не знали, что делать

Нам сразу стали приходить заказы, потому что на рынке подобного раньше не было. Плюс — интересный контент. Тогда еще онлайн-магазины выставляли фотографии и писали что-то вроде: «Свитшот. Доступен в размерах S, M, L. 3000 рублей», грубо говоря. А мы старались больше рассказывать про картины, применяли сторителлинг.

То есть бренд быстро стал успешным?

Мы сразу продали 10 свитшотов, которые у нас были. Заказы продолжали приходить: на другие размеры, модели…А мы не знали, что делать. Сроки были настолько длительные…Поставщик мог нам сказать: «Три недели будем делать следующую партию, у нас большая загруженность».

Помню, парень, который занимался производством, привозил эти свитшоты ночью и где-то около торгового центра передавал. Мы не знали, как пользоваться службой доставки, делать накладные и вести отчетность. Нам было по 20 лет, и мы находились немного в броуновском движении.

…приходилось работать сутками и как-то успевать на два фронта. Через какое-то время пришлось выбирать, и я выбрала ART FLASH — своё собственное дело

Коллега, с которой мы все это начали, в скором времени вышла замуж и переехала в другую страну. И я фактически осталась одна — совмещала эту деятельность с работой в музее современного искусства. Понятное дело, что там — стабильность, мне было страшно уходить, поэтому приходилось работать сутками и как-то успевать на два фронта. Через какое-то время пришлось выбирать, и я выбрала ART FLASH — своё собственное дело.

Расскажите немного о самом производственном процессе.

Начинали мы с заказа одежды у производителя, но оказалось, что работали через посредника, из-за этого себестоимость была очень высокой и негативно влияла на маржинальность нашего продукта. Посредник и производитель не могли обеспечить надлежащее качество продукции.

Исследовав рынок, я поняла, что нужно двигаться дальше – и качество плохое, и цена высокая. Мы нашли нашего сегодняшнего партнера, с которым комфортно работаем вместе около 3,5 лет. Сами закупаем ткани, разрабатываем лекала, отшиваем, кроим изделие, тестируем образцы.

Немного о производстве: принт наносится на всю лицевую сторону свитшота, она состоит из 50% полиэстера и 50% хлопка. Такая примесь синтетики нужна для того, чтобы краска проникла в структуру ткани с помощью сублимационной печати и осталась там навсегда. Этот метод печати отличается от цифрового, когда краска наносится уже на готовое изделие сверху.

Мы долго шли к такому комбинированному пошиву, но он оправдал себя — клиентам нравится. С одной стороны, изделие почти полностью состоит из высококачественного хлопка, а с другой стороны, лицевая сторона сохранит первоначальные свойства принта навечно. Хотя можно запечатать все, что хотите, даже просто горловину.

Как выбираете картины для принтов? Долго ли изготавливается изделие?

Если клиент заказывает разработку собственного принта у нашего художника, то процесс может занять несколько недель. Тут важно сделать качественную картинку, которая понравится заказчику.  Если это что-то базовое, то есть взять готовую картинку и нанести на изделие – несколько рабочих дней. Но зависит от загруженности производства и сложности принта.

Некоторым клиентам мы с нуля разрабатываем принт. Например, одной клиентке, которая живет в Швейцарии, в маленьком городке, мы с художником отрисовали их город в акварельном стиле и сделали партию свитшотов и платков. Вышло невероятно красиво!

Как решаете вопрос авторских прав при использовании картин?

Мы используем картины, которые находятся в нулевом домене, – являются публичным достоянием. С современными художниками подписан договор, с институциями культуры, права, конечно, нам не переходят. Мы просто являемся их партнерами — подрядчиками. Если вдруг замечаем, что какие-то работы нарушают авторские права, сразу же убираем их из ассортимента. Этот вопрос принципиально важен для меня .

Картины каких художников лучше всего раскупаются?

Одна из самых популярных коллекций – «Шедевры искусства» с картинами классиков, особенно Ван Гога. К сожалению, у нас нет в ассортименте самых знаменитых его работ, например, «Подсолнухов» или «Цветущих веток миндаля», потому что на них опять же наложен запрет использования — авторское право защищается.

Но несколько его работ у нас есть – «Ирисы», «Звездная ночь», которая недавно вошла в публичный домен, и «Кипарисы». Их очень любят, и они очень выигрышно смотрятся с правильным сочетанием цветов.

Из популярного очень нравится пуантилизм, работы Моне, но в то же время есть картины, которые не знамениты повсеместно, а покупаются отлично. Например, картина «Баши-базук» (Жан-Леон Жером) — настолько потрясающая детализация…Ее очень часто заказывают на принтах.

Помимо этого, у нас есть коллекции с современными российскими художниками , например, с Тамарой Дихтяр. Это современные абстрактные работы, яркие и привлекают внимание. Есть коллекция Art and Fashion, которую сделала фэшн-иллюстратор Эльвира Шарапова. Мы придумали комиксные принты, где девушки изучают искусство. На них — переработанные полотна Дали, Дюбюффе, Кандинского, Уорхолла, Мондриана, Ван Гога…Она как была актуальна пять лет назад, так и остается до сих пор.

Назовите две коллаборации мечты.

Мне безумно хотелось бы сделать коллаборацию с Дэмьеном Хёрстом — противоречивый художник из Young British Artists. Читала про него, много раз была на его персональных выставках, изучала в Лондоне в Университете Sotheby’s в рамках курса по современному искусству.

Выставка Такаси Мураками в «Гараже». Источник фото: https://garagemca.org/ru

Из современных, наверное, еще мне Такаси Мураками очень интересен. В прошлом году была его огромная персональная выставка в Гараже. На выставке, конечно же, был мерч, у меня сразу пошли идеи, как можно было бы это доработать, сделать суперстильные пальто, бомберы, на подкладках все это напечатать, и кимоно, и всё-всё-всё.

А современные российские художники? Слышала, вы проводили в 2017 году арт-марафон…

Большой бесплатный образовательный марафон для художников в 2017 году, да. Художники должны были в социальных сетях показать свое творчество, чтобы красоты стало больше. После того, как они регистрировались, мы раз в неделю отправляли им полезную информацию о развитии и продвижении искусства. А в конце марафона провели розыгрыш, где подарили участникам их творения на одежде.

Художники понимают, что, возможно, для кого-то заказать картину – это или дорого, или не нужно, или она не вписывается в интерьер, поэтому заказать свою картину на одежде — отличный вариант!

Мы на этом, конечно, ничего не заработали, но приобрели известность в арт-среде по всей России — было более 100 участников, со всеми общались и взаимодействовали. Этот марафон дал толчок развитию нашего второго направления (помимо розничной торговли) – заказ продукции для художников с их картинами. У нас есть каталог для художников, где обозначены все наши модели, на которые можно перенести их работы.

Художники понимают, что, возможно, для кого-то заказать картину – это или дорого, или не нужно, или она не вписывается в интерьер, поэтому заказать свою картину на одежде — отличный вариант! Для начала мы предлагаем макеты, их можно выставить в сеть, посмотреть на реакцию и только потом сделать у нас окончательный заказ.

Много ли заявок на сотрудничество от молодых художников к вам поступает? Есть ли критерии отбора, или берете всех?

Очень много, несколько в день (от двух до шести примерно), зависит от рекламных активностей, мероприятий. К сожалению, мы физически не можем сделать коллаборации со всеми художниками – нужно сделать съемку, лукбук, отправить по СМИ, отшить образцы… Цикл по запуску коллекции достаточно долгий.

Конечно, отбор есть: должно быть визуально приятно, стильно смотреться на одежде. Есть безумно красивые картины, которые ну никак не перекладываются на вещи: и цветопередача не та, и мотив теряется. Но рассматриваем мы всех. Отвечаем, анализируем.

Есть безумно красивые картины, которые ну никак не перекладываются на вещи: и цветопередача не та, и мотив теряется

К сожалению, на 2019 год в планах только одна или две коллаборации, потому что я считаю, что лучше брать качеством, а не количеством. Планы на будущее – оптимизировать этот процесс, чтобы запуск новых коллекций с авторами шел быстрее. И также сделать онлайн галерею, продажу картин. Медленно, но верно движемся к этому.

У вас нет своего шоурума. Вы принципиально не открываете точку? Планируете ли?

Шоурум будет обязательно! Если открывать его, то дорабатывать до конца, делать прямо в центре Москвы – на Тверской, Пушкинской, Охотном ряду, чтобы все было очень красиво, стильно. Я перфекционист, поэтому сначала придумаю, доделаю, а потом уже и открою.

И главное – микс: арт-галерея и наш магазин. Это моя мечта, к которой я, конечно же, стремлюсь. Пока очень удобно работать в формате интернет-магазина, у нас есть офис, мы принимаем заказы, производим, нет склада. С некоторыми точками – в основном, с учреждениями культуры – у нас есть договоренность: мы эксклюзивно продаем некоторые у них на сайте и в магазине. Еще делаем поставки в мультибрендовые шоурумы в Москве и Питере наших топовых коллекций.

Вы работаете уже 5 лет, поменялось ли отношение к искусству у покупателей? Если да, то каким образом?

Однозначно поменялось. Искусство стало модным. Стало модно ходить на выставки. Разбираться в современном и классическом искусстве. Рассуждать об этом. К сожалению, есть люди, которые делают это, только чтобы не отставать, но некоторые действительно начинают увлекаться, погружаться, и это не может не радовать.

 Ты носишь эту вещь, выходишь в ней на улицы города и можешь рассказать: «Ребята, смотрите! У меня не просто толстовка, не просто футболка, это работа такого-то автора. Он сделал ее под влиянием того-то в таком-то году, у него произошли определенные события в жизни»

Многие модные дома (Chanel, Prada, Dolce&Gabbana) используют картины современных художников и классиков либо в коллекциях, либо при оформлении подиумов. У Louis Vuitton была совместная коллаборация с Джеффом Кунсом (в ходе неё Кунс перенес полотна, представленные в рамках его выставки Gazing Ball Paintings, на изделия бренда. — прим.ред.)

Это тренд XXI века. Зачем брать обычные принты: цветочки и прочее, хотя, конечно, они всегда останутся актуальными, если работы художников дают свежесть, новый толчок, придают смысл одежде?  Ты носишь эту вещь, выходишь в ней на улицы города и можешь рассказать: «Ребята, смотрите! У меня не просто толстовка, не просто футболка, это работа такого-то автора. Он сделал ее под влиянием того-то в таком-то году, у него произошли определенные события в жизни».  

Как вы относитесь к повышенному интересу со стороны публики к выставкам достаточно известных российских и зарубежных художников — Куинджи, Серов?

Очень положительно. Повторюсь: у всех разная мотивация. Кто-то гонится за трендами (как и во всём, не только в искусстве), кто-то гонится за популярностью, а кто-то просто хочет прикоснуться к прекрасному. И если они узнали о прекрасном на волне “хайпа”, и им действительно это понравилось, это же хорошо! Да, способы и пути разные, но результат-то один – искусство становится всё более популярным и востребованным.

И это очень меня радует как человека, который любит Куинджи и Серова, вырос в Третьяковской галерее. Меня радуют в целом положительные тренды в обществе. Могу связать это с социальными сетями: очень модно стало быть спортивным, правильно питаться, ходить на интересные мероприятия, путешествовать, делать красивые фотографии. Это тоже искусство. И это гораздо лучше, чем курить, ругаться матом и бесцельно тратить свое время. Молодежь в России стремится к образованию, развитию, и это потрясающе.

Да, способы и пути разные, но результат-то один – искусство становится всё более популярным и востребованным

БЛИЦ

Картина, на которую вы можете смотреть вечно: Клод Моне «Водяные лилии», которая находится в Музее Оранжери (Le Musée de l’Orangerie) в Париже.

Клод Моне «Водяные лилии». Источник фото: https://frenchparis.ru

Когда я попадаю туда, я как будто в другом мире. Идти нужно не в сезон, рано-рано утром в будний день, в общем, сделать всё, чтобы там было как можно меньше людей. Сесть на диван и просто погрузиться в огромные полотна. Я как будто буквально оказываюсь внутри пруда Живерни, где писал Моне, сознание отключается… А потом начинает активно работать, приходит множество идей, мыслей, невероятный эффект!

Картина, которую вы бы никогда не поместили в качестве принта на свое изделие: провокационный вопрос… Наверное, некоторые картины Фрэнсиса Бэкона.

Несмотря на то, что я очень уважаю и ценю его как художника, который внес невероятный вклад в искусство, его картины бьют рекорды на торгах Sotheby’s и Christie’s, у него есть очень тяжелые для восприятия картины. Например, картина «Фигура с мясом».

Френсис Бэкон «Фигура с мясом». Источник фото: https://bigpicture.ru

Это визуально отталкивающие мотивы, которые сложно воспринимать как себя дома в интерьере, так и на одежде. Мы пытаемся нести радость через одежду, а эти картины вызывают скорее негативные эмоции. Но, с точки зрения искусствоведения, они, конечно, очень значимы.

Самая узнаваемая картина всех времен: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Сколько с ней было скандалов, интриг, расследований…Ее улыбка, ее личность, мистика вокруг нее. И, конечно, когда ты приходишь в Лувр в любое время в любой сезон, около нее будет миллион групп туристов, и ты не сможешь нормально ее рассмотреть.

Самые перспективные молодые российские художники на сегодняшний день:

  Автор: Анна Чеботарева

Фотографии предоставлены ART FLASH