Сфера изобразительного искусства в странах Центральной и Восточной Европы изменяется и развивается в настоящий момент, в связи с чем представляет интерес для исследователей этой области, а также для людей, следящих за развитием современной художественной культуры. Термины «Центральная и Восточная Европа» обозначают страны, расположенные восточнее Германии и южнее Балтийского моря до границ с Грецией. Россия и государства данного региона географически связаны, более того, в сфере российского и восточно-европейского искусства можно найти схожие и пересекающиеся темы. Это подтверждается выставками, проводимыми в России[1] и Европе[2], книгами о художниках Восточной Европы и их творчестве, издаваемыми и обсуждаемыми в России[3]. Ввиду этого, для российской аудитории искусство представителей стран Центральной и Восточной Европы представляется близким для восприятия и обращает на себя внимание любителей живописи, перформанса и инсталляций.

Восточно-европейское искусство на сегодняшний день не находится в тени, тем не менее, выставки представителей данного региона в России проводятся нерегулярно и довольно редко, но с размахом. Зачастую это масштабные экспозиции, собирающие работы многих авторов и объединяющие несколько их поколений. Такой была выставка «Грамматика свободы / пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+» в музее современного искусства «Гараж» (с 6 февраля по 19 апреля 2015 г.), где были представлены работы, созданные в период с 1960-х годов по настоящее время более чем 60 авторами из Восточной Европы. Мастера-ветераны известны широкому кругу и в России, и в мире, но молодые представители современного искусства скорее востребованы среди профессионалов, и для большой аудитории зрителей остаются пока что не столь популярными. Необходимо отметить, что искусство данного региона не уступает в разнообразии другим странам мира, обладает своими отличительными особенностями и громкими именами.

Венгрия: Музей Людвига в Будапеште и российское искусство.

В Центральной и Восточной Европе немало важных культурных институций, например, Музей Людвига – центр современного искусства, расположенный в Будапеште, который считается лучшим из восточно-европейских филиалов Кёльнского Музея Людвига. Постоянные экспозиции представлены произведениями современных венгерских художников, а также работами Пикассо, образцами американского поп-арта и произведениями времён социалистической Венгрии. Летом 2015 года зрительской аудитории представили экспозицию «Красный горизонт. Российские и экс-советские произведения из коллекции Музея Людвига»[4]. Время проведения выставки – с 5 июня по 6 сентября 2015 года.

Одним из важнейших начинаний коллекционеров произведений искусства Петра и Ирэны Людвиг, учредителями музея в Будапеште, было взятие на себя роли посредников между бывшим Востоком и Западом. Так называемое пост-Сталинское искусство не вызывало интерес западных коллекционеров или музея ранее. В конце 1970-х годов западные музеи обратили свой взгляд на советское искусство. Коллекция музея Людвига в Будапеште насчитывала около тысячи работ современного искусства из СССР в 1980-е годы. Сегодня эта коллекция, увеличившись более чем за 35 лет, отображает русские и постсоветские собранные произведения искусства в широких масштабах.

Выставка «Красный горизонт» осветила российское и советское художественное творчество. В первой части экспозиции выстраиваются различные формы реализма: фотореализм, экспрессивный реализм, сюрреализм. Вторая часть выставки представляет работы некоторых ныне легендарных художников геометрического искусства и Московского Концептуализма (например, Владимира Янкилевского, Дмитрия Пригова). Московский Концептуализм – влиятельное арт-движение второй половины XX века. На выставке произведения художников распределены по нескольким темам, в частности: «Бог», «Капиталист и Рабочий», «Память» и другие. Основная часть работ, участвующих в экспозиции, датируется 1980-90 гг.

10 июля в музее Людвига открылась еще одна выставка, связанная с отечественным искусством – «Абсолютная красота – Неоакадемизм в Санкт-Петербурге». Течение «Неоакадемизм» появилось в начале 1990-х гг. под руководством Тимура Новикова, философа, художника и теоретика. Представители неоакадемизма реабилитировали понятие красоты, вернулись к эстетическим ценностям и историческим формам классицизма и историзма. Нынешняя выставка, организованная в сотрудничестве с Уральской Галереей в Екатеринбурге, приводит краткий обзор этой очень примечательной ветви русского искусства. Выставка длилась до 13 сентября 2015 года.

Эстония: Художественный музей Куму как один из крупнейших в регионе.

В Таллине находится музей Куму (аббревиатура от эстонского «KUnstiMUuseum», что означает «музей искусства»), который является крупнейшим в Балтийском регионе и одним из четырёх филиалов Эстонского художественного музея. Среди постоянных экспозиций – искусство Эстонии, начиная с XVIII века, работы советского периода (1941—1991), включающие и социалистический реализм, и неофициальное искусство. Временные выставки представляют зрителям зарубежное и эстонское современное искусство. Музей строился относительно недавно – в период с 2003 по 2006 год, и здание музея впечатляет своей современной архитектурой и размерами.

Музей Куму в Таллине.

Одновременно в музее могут проходить десятки экспозиций. Среди текущих выставок музея Куму: «Богатство натуры. Идея жизненности и дюссельдорфская школа» (с 3 июля по 8 ноября 2015) – творчество влиятельных эстонских художников (Эдуарда фон Гебхардта, Эугена Дюкера, Оскара Хоффманна, Пауля Рауда), учившихся и работавших в Дюссельдорфской академии художеств; «Яромир Функе и чехословацкая авангардистская фотография 1900–1950 гг.» (с 15 мая по 30 августа 2015) и другие.

Для российского зрителя любопытна выставка «Метаморфозы чёрного квадрата. Толкования творчества Малевича в эстонском искусстве» (с 20 марта по 9 августа 2015) – по названию экспозиции видна прямая связь российского, советского, и эстонского искусства. Данная экспозиция – скромное посвящение 100-летию иконы живописи ХХ века, произведению «Черный квадрат» Казимира Малевича (1878–1935). Выставка предлагает разноплановую подборку трактовок «Черного квадрата» в работах художников Эстонии. «Черный квадрат» – произведение, существующее само по себе, в отрыве от автора, так как оно вышло за пределы приписываемых ему Малевичем значений. Посвящения и цитирования «Черного квадрата» существовали еще при жизни авангардиста, создавались его учениками, отсылки к этому произведению можно найти в работах многих современных, в том числе и эстонских художников. Черный квадрат живет своей жизнью в работах других художников, что было показано на российской выставке «Приключения “Черного квадрата”» (2007, Русский музей), которая вдохновила музей Куму на создание выставки в Эстонии. Присутствие на таллинской выставке названий, содержащих сочетание «черный квадрат», – обоснованное и вполне частое явление. Среди представленных работ – «Черный Кот Малевича» (2006) Сирьи-Лийзы Ээльма, «Деконструкция «Черного квадрата» Малевича» (2000/2010) Янно Бергманна, инсталляция «Рассеивание черного квадрата» (2008) Kiwa и другие.

Выставочный зал, экспозиция «Метаморфозы чёрного квадрата. Толкования творчества Малевича в эстонском искусстве».

 Хорватия: Музей современного искусства в Загребе.

Музей модернистского искусства в столице Хорватии является крупнейшим и самым технически оборудованным музеем страны. Учреждение было создано в 1954 году, новое здание музея на другом месте было построено по проекту архитектора Игоря Франича. Строительство завершилось 11 декабря 2009 года. Основными работами, собранными в выставочных залах, являются произведения современных хорватских художников. 26 июля текущего года завершилась экспозиция «Bauhaus – сетевые идеи и практика (BAUNET)». На выставке были показаны произведения художников, архитекторов и дизайнеров из Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, учащихся в Баухаузе, одной из наиболее влиятельных международных школ. Помимо студенческих работ, на выставке присутствовали работы их преподавателей, известных художников, читающих лекции и проводящих семинары в Баухаузе, а также были представлены Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Ханнес Мейер, Оскар Шлеммер.

Экспозиции восточноевропейских авторов в музее находятся постоянно, сменяются и открываются новые выставки для посетителей. В мае 2010 года в Калининградской художественной галерее была представлена выставка известного хорватского художника Бане Миленковича, а открывал экспозицию президент Хорватии Иво Йосипович, который обозначил начало обмена художественной информацией между Россией и Хорватией.

Черногория: выставка Войо Станича в художественном музее в Цетинье.

Постоянная экспозиция работ одного из самых видных современных художников Черногории, Войо Станича, располагается в национальном музее Черногории, в художественном отделе. Черногорский художник и скульптор Войо Станич родился 1 января 1924 года в Подгорице. Станич является членом Черногорской академии наук и искусств. Жанр, в котором работает художник – сюрреализм. Специалисты отдают Станичу в живописи место наравне с Кустурицей в кино и Бреговичем в музыке[5]. Было проведено несколько персональных выставок Станича, многие картины находятся в галереях Черногории. В 2009 году в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина состоялась выставка с замысловатым, таким же, как и картины художника, названием – «Нежная логика легкого абсурда». Сюжетами многих картин Войо Станича становятся люди и городская жизнь. Жизнь в городе автором изображается в специфичной манере, персонажи и предметы выходят за рамки холста, за границы воображения. Интересно, что сам художник называет свои произведения чересчур реалистичными.

Войо Станич «Терраса»

В заключение можно сказать, что изобразительное искусство Центральной и Восточной Европы оказывает воздействие на общемировое современное искусство и испытывает влияние со стороны деятелей из других государств, в том числе и российских художников, и бывших советских. В современном мире искусство не существует автономно в узкой среде, страны сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, делятся своим опытом с государствами других регионов. Восточная Европа активно развивает музейные пространства, которые сегодня стоят в одном ряду с такими площадками как Кёльнский музей современного искусства (Музей Людвига), Национальный музей искусств XXI века в Риме, Новая национальная галерея в Берлине, Пинакотека современности в Мюнхене и другими, которые представляют новые имена, художественные школы и идеи.

Один из важнейших теоретиков современного искусства, уроженец Словении и  восточно-европейский куратор Игорь Забел (1958–2005) критически говорил о скрытом противостоянии искусства Запада и Востока Европы. Он писал, что главным в этой проблеме являются механизмы восприятия людей, разделением на «наше» и «другое» искусство[6]. В целом, творчество восточно-европейских и центрально-европейских авторов воспринимается по-разному в различных уголках мира, но искусство данной географической области занимает свое почетное место в культуре, обладает представителями с общемировой известностью. Россия и Восточная, Центральная Европа сотрудничают между собой, проводят межкультурные выставки, поэтому данные регионы тесно связаны не только экономически или политически, но и через сферу изобразительного искусства.

Елизавета Пичурина

[1] Выставка произведений, созданных авторами из Восточной Европы, в московском музее современного искусства «Гараж» // http://garageccc.com/ru/event/654.

[2] Выставка «Метаморфозы чёрного квадрата. Толкования творчества Малевича в эстонском искусстве» // http://kumu.ekm.ee/ru/syndmus/.

[3] Издания о современном искусстве из стран Восточной Европы // http://garageccc.com/ru/event/682.

[4] Vörös horizont. Orosz és ex-szovjet művek a Ludwig Múzeum gyűjteményében // http://www.ludwigmuseum.hu/site.php?inc=kiallitas&kiallitasId=931&menuId=43.

[5] Новая газета № 73 от 10 июля 2009 г. // http://www.novayagazeta.ru/society/44412.html.

[6] Забел И. ”Мы” и “Другие”, Художественный журнал, № 22 (1998).