5 октября в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартовал сезон открытых лекций, посвящённых искусству, медиа и технологиям. Главный редактор русской версии международного издания «The Art Newspaper» Милена Орлова рассказала о том, кто и как создаёт газету об искусстве, за что «печать» так ценится в цифровой эпохе и почему современному искусству в России пока трудно найти своего зрителя.

О создании газеты

«The Art Newspaper Russia» ведёт свою историю с 2012 года, когда главный редактор на тот момент «Арт-Хроники» Милена Орлова вместе с предпринимателем и коллекционером российского и западноевропейского искусства Инной Баженовой решили создать газету об искусстве – международное информационное агентство, позволяющее получать и обмениваться информацией в мире культуры со всего света. Несмотря на то, что русская версия «TAN» – это лишь одно из «сестринских» изданий целой сети газет, распространяющихся в Великобритании, США, Италии, Греции и других странах, «The Art Newspaper Russia» — независимое издание, публикующее собственные материалы и новости.

«За 25 лет существования английской версии «The Art Newspaper» к нам в редакцию перешёл готовый концепт, из которого нам удалось отбросить все лишнее и оставить важный функционал» – рассказывает Милена Орлова.

Сейчас в газете имеется несколько главных рубрик: «Новости», «Арт-рынок», «Музей», «Книги», «Календарь», над созданием которых трудится большая команда, состоящая из редакторов, активно пишущих журналистов-фрилансеров, рекламщиков, а также дизайнеров и арт-директоров. Стать частью «The Art Newspaper» непросто: для этого необходимо разбираться в искусстве, а также уметь рассказывать о нем другим:

«Я стараюсь брать на работу людей, обладающих разными качествами. Людей, готовых принять на себя совершенно разные роли: придумать тему, идею, воплотить её, найти для неё автора и материал, при необходимости – уметь скорректировать тексты других».

Самым трудным для редакции, оказалось, найти арт-директора, чья работа в газете поистине является сложной и ответственной: «Найти правильного человека на эту позицию за эти 5 лет было очень тяжело. Помимо того, что это должен быть художник, дизайнер, человек со своим уникальным видением и стилем, он должен быть менеджером: уметь правильно выстроить работу, а также найти нужных людей».

Визуальное восприятие любого печатного издания, макет, по-прежнему является важной и неотъемлемой частью газеты – это её лицо, на которое всегда акцентирует внимание потенциальный покупатель, читатель. За время существования «The Art Newspaper Russia» дизайн обложки претерпел глобальные изменения: знаменитый российский дизайнер Дмитрий Барбанель создал первый макет для газеты, выполненный в архаичном стиле. Сейчас издание, напротив, стремится воплотить в макете более современную, «журнальную» обложку:

 «На главную страницу мы всегда помещаем произведение искусства. Мы стремимся сохранить газетный принцип внутри, но стараемся выглядеть визуально как журнал. В этом и есть главное отличие русской версии «TAN» от других изданий».

«The Art Newspaper Russia» активно сотрудничает с крупными музеями в России, такими как Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитаж и другими. Активно занимается поддержкой частных музеев и галерей («Русский музей импрессионизма»). Благодаря информационному сотрудничеству газета имеет широкий доступ к  распространению – подписка, электронная версия издания, продажа в музеях и книжных магазинах. Также «TAN» проводит собственную ежегодную премию «The Art Newspaper» в области культуры и искусства.

О печати

Несмотря на то что журналистский этикет во многом изменился с появлением интернета: печатные издания активно перемещаются в виртуальное пространство, а полиграфическое искусство постепенно умирает, главное преимущество бумаги — это связь между изданием и аудиторией – в этом и заключается большая ответственность людей, по-прежнему выпускающих печатные издания. То, что напечатано – входит в историю, остается навсегда. Печатная версия становится неким оригиналом музея, а электронная версия – всего лишь вариантом репродукции.

Разница между читателями в России и за рубежом

Наша газета рассчитана не только на профессионалов, но и что самое главное – на любителей искусства. Наш контингент – люди от 25 до 45 лет – студенты, а также глубоко образованные в сфере искусства люди. За рубежом возраст читателей «TAN» обычно от 30 до 60 лет, они интересуются искусством и имеют к нему непосредственное отношение – часто это коллекционеры. Заграницей искусство отчасти является приложением к благосостоянию. В России людей, готовых вкладываться в развитие искусства, к сожалению, очень мало.

Отношение к искусству в России

Проблема восприятия искусства в России во многом кроется в недостаточном образовании людей в сфере культуры, искусства. Наши люди во многом предвзяты и не готовы воспринимать что-то новое. Вот почему так важно делиться информацией о выставках, мероприятиях, расширять кругозор, объяснять, что в 21 веке в мире искусства существует не только реализм, но и то, что, порой, способно выходить за рамки общепринятого.

 

Автор: Дарья Зарубина

Фотографии: Никита Терёхин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.