22 июня на российские экраны вышел одноимённый фильм Шона Эллиса («Возврат»), повествующий о секретной операции под кодовым названием «Антропоид», разработанной в недрах чехословацкого правительства в изгнании.

1942 год. Диверсанты-парашютисты Йозеф Габчик (Киллиан Мерфи) и Ян Кубиш (Джейми Дорнан) высаживаются в пригороде Праги с целью ликвидировать протектора Богемии и Моравии Рихарда Гейдриха, которого в шутку называли «мозгом Гитлера». Гейдрих считался третьим номером в иерархии нацисткой Германии, долгое время руководил тайной полицией Рейха; именно он участвовал в организации «окончательного решения еврейского вопроса». В 1941 году ему было поручено возглавить марионеточное государство, возникшее на месте Чехословакии после оккупации части её земель. На новом посту Гейдрих, не отличавшийся гуманностью, получил красноречивое прозвище «Пражский мясник».

Покушение на Гейдриха, лишь по случайности оказавшееся успешным, вызвало волну массового террора в Праге. 9 июня нацисты устроили беспощадную резню в деревне Лидице – в одночасье немцы расстреляли 172-х мужчин старше 16 лет, женщины и дети были отправлены в концлагеря.

Габчика и Кубиша вместе с пятью другими диверсантами, спрятавшимися в соборе Кирилла и Мефодия, цинично предал один из членов Сопротивления. Семеро бойцов шесть часов держали оборону против превосходящего по численности соперника. Все они стали национальными героями. Посмертно.

Стоит сказать, что «Антропоид» далеко не первым знакомит зрителя с событиями в военной Праге. Ещё в 1943 году классик кинематографа Фриц Ланг снял фильм «Палачи тоже умирают», что называется, по горячим следам. Затем последовали чехословацкое «Покушение», фильм «Операция “Восход”» (вскоре нас ждет ещё один – «Мозг Гитлера зовется Гейдрихом» с Джейсоном Кларком и Розамунд Пайк в главных ролях), а также множество документальных фильмов. В начале нулевых, после просмотра одного них, Шон Эллис загорелся идеей создать свою версию пражских событий.

Необходимо сделать над собой волевое усилие, чтобы досмотреть фильм до середины: первый час занимает довольно скучный сеттинг. Режиссер вводит любовную линию, показывает перепалки в стане пражских подпольщиков и сомнения в душах диверсантов.

Весьма спорным можно считать решение режиссера поставить в центр повествования дилемму между спокойной жизнью и подвигом. Душевные метания обученных диверсантов выглядят странно: вряд ли они не отдавали себе отчёт в том, какой исход их, скорее всего, ожидает. С момента покушения герои проходят путь от тотального отчаяния через борьбу к трагическому, но логичному финалу.

Терпение зрителей полностью окупается второй частью фильма: начиная с реконструкции покушения события разворачиваются стремительно. Сцены предательства и пыток в застенках Гестапо бьют прямо в цель, а финальная схватка в осажденном соборе смотрится на одном дыхании, оправдывая монотонность повествования. В конце даже не обращаешь внимания на трясущуюся камеру, наличие у этнических «чеха» и «словака» эталонного британского акцента, на слишком затянутое начало, а также на то, что Дорнан начал играть только за двадцать минут до конца фильма.

Фильму о войне, основанному на реальных событиях, трудно не скатиться в шаблонность, обойтись без чрезмерного пафоса. Поскольку «Антропоид» повествует о необходимости жертвы, ему это почти удается.

Автор: Анатолий Волохов