Ливорно, Италия – именно там, в семье евреев-сефардов, родился один из наиболее выдающихся художников двадцатого века Амедео Модильяни. Основным мотивом его творчества был человек, а родина и семья немало повлияли на это.

Одним из самых достоверных источников жизни Амедео является дневник матери, который она завела вскоре после его рождения. Считается, что именно лёгкая, романтическая натура матери-француженки повлияла на творчество художника больше всего и подтолкнуло к первым шагам в этом направлении. Благодаря ей Модильяни с детства учил французский, занимался искусством и тянулся к знаниям.

Семья, происхождение и национальность повлияли на всю его жизнь. Часто в воспоминаниях современников говорилось о том, что Модильяни остро переживал своё еврейство, не позволял себя оскорблять. Один из его старших братьев стал выдающимся политиком, выступающим против фашистского режима, что, конечно, повлияло и на Амедео. Это были общие для семьи взгляды. Часто художник представлялся так: «Модильяни. Еврей». Из дневника матери мы можем узнать, что своё предназначение Модильяни увидел в лихорадочном бреду от тифа. Он бредил картинами великих авторов, лепетал про желание рисовать. Положение семьи на тот момент было трудным: их дело пришло в упадок, мать была вынуждена преподавать французский и заниматься переводами. Но несмотря на все трудности, после долгожданного выздоровления Амедео, родители позволили ему бросить школу ради занятий живописью в ливонской Академии искусств. Будущий художник подробно изучал античную культуру, творчество эпохи Возрождения.

«Своё предназначение Модильяни увидел в лихорадочном бреду от тифа. Он бредил картинами великих авторов, лепетал про желание рисовать»

Он посещал частную художественную студию Гульельмо Микели. Амедео был самым младшим в классе. Студия славилась своим сильным упором на импрессионизм, но вне её Модильяни учился изображать и обнаженную натуру. Болезни не оставляли мальчика. К 1900 году он заболел туберкулезом, из-за чего был вынужден оправится зимой с матерью на лечение. В будущем болезни лёгких не покидали его уже никогда.

Как уже было сказано ранее, художник изучал античное искусство. Но ведь картины Амедео Модильяни вовсе не напоминают древние каноны и не похожи на подражание эпохе Возрождения. Критики и специалисты до сих пор не могут с полной уверенностью сказать, к какому направлению двадцатого века можно отнести его творчество. После долгих споров было решено вынести его живопись в отдельное направление. Личное направление Модильяни, которое безусловно, нашло признание у людей, нашло отклик в их душах. Но пик его популярности настал уже после смерти гения. При жизни его всегда ставили на второй план.

После поездки с матерью на лечение в Неаполь, Рим и Капри, Амедео прибыл весной во Флоренцию со своим другом Оскаром Гилья, который был старше него на 9 лет. Там он поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры (Scuola libera di Nudo). Это стало первой серьёзной ступенью к раскрытию личного направления. Его мастером стал легендарный Джованни Фаттори. Но надолго во Флоренции Модильяни не задержался, через год он вновь переезжает за своим другом, на этот раз уже в Венецию, где художник и остался до своего отправления в Париж. В Венеции он учился в Институте изящных искусств, но несмотря на изучение «свободных» и «изящных» искусств он не оставлял изучение старых мастеров возрождения. В 1903 и 1905 году в Венеции он познакомился и с работами французских импрессионистов – скульптурами Родена и примерами символизма. Символизм оставил определенный отпечаток на Амедео и он, увлекшись его философией и взглядом на мир, стал участвовать в спиритических сеансах.

В 1906 году Амедео Модильяни переезжает в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо и Константином Брынуши (Бранкузи). Это два крупных художника, скульптора, два гиганта новых направлений живописи и скульптуры двадцатого века, которые не могли не повлиять на молодой и восприимчивый ум итальянского художника.

Модильяни (Энди Гарсия) и Пикассо (Омид Джалили) Кадр из фильма «Модильяни» (Мик Дэвис, 2004). Источник фото: www.kinopoisk.ru

Но его отношения со всем художественным обществом складывались не совсем гладко. Часто были конфликты из-за его национальности, либо окружающие не понимали его творчества. Амедео был сдержанным человеком, но у его терпения и воспитанности был придел, тогда в силу вступал горячий итальянский менталитет. Себя в этом обществе творческой интеллигенции Парижа он сравнивал с бодлеровским альбатросом, над которым все потешались. Он видел себя как «крылатого путника». Образованность, начитанность и невероятный багаж знаний и понимания этого мира заметны через картины художника и были видны во всём образе Модильяни. Он получил не только художественное образование, но и прекрасно разбирался в истории, литературе, знал наизусть множество стихов (его кумиром был Данте).

Стиль – это основная черта всего творчества Модильяни. В его картинах, в изображении людей, идеально сочетаются чистота восприятия, изящество и всё это выливается в его особый почерк. Очень часто о нём говорят, как о «последнем представителе богемы». Амедео снимал студию на Монмартре, тратя на это последние деньги, которых и так было не много. При этом, конечно же, он активно участвовал в общественной жизни Монмартра. В 1907 году Амедео повезло, и он нашёл своего первого покровителя в лице врача Поля Александра. Молодой врач сдавал художникам свой особняк, в который пригласил и Амедео. Александр стал покупать работы художника, устраивать показы его картин на выставках, занялся продажами и заказами на портреты. По настоянию Александра Амедео выставил пять своих картин в салоне Независимых. К сожалению, публика оставила работы без внимания из-за того, что в 1907 годы был моден новейший для того времени кубизм.

Портрет Жана Александра, 1999. Источник фото: www.nathalie-zh.livejournal.com

После этого он занялся скульптурой. По одной из версий это было давней мечтой Модильяни, по другой – он занялся этим от отчаянья, ведь его картины не были так популярны, как ему хотелось. Весной 1910 года он встречает русскую поэтессу Анну Ахматову, в которую влюбляется без памяти. Их страстное влечение продлилось до августа 1911, после чего они расстались раз и навсегда. Хотя в шестидесятые года Ахматова признавалась: «Голос его как-то навсегда остался в памяти»[1].

После их расставания к Амедео пришёл первый успех именно через скульптуры. В 1911 году он создал несколько каменных фигур голов, которые назвал «Столпы нежности» в ателье одного португальского художника. Несколько его работ были куплены. После этого у него появилась идея создания целого «Храма красоты» из подобных скульптур.

В 1913 году Модильяни вернулся на родину и поселился около карьера. Там он неустанно работал, отправлял свои произведения в Париж, но до наших дней они не сохранились. В тот же год он вернулся к живописи. Многие рассматривают причиной этого обострение болезни, диагноз которой ему поставили ещё в детстве – туберкулёза. Годом позднее разразилась первая мировая война, и Амедео рвался на фронт, но его не брали, ссылаясь на здоровье. В то время его кормилец и покровитель Поль Александр отправился воевать, из-за чего контракт с художником был расторгнут. Под своё крыло его взял Поль Гийом, владелец художественной галереи и коллекционер. Тогда же, в 1914 году, Амедео познакомился с очень яркой фигурой того времени – Беатрис Гастингс. Они вместе переехали в новую квартиру на Монмартре, она была его моделью и музой, жизнь их была наполнена разными красками, страстями и выходками с обеих сторон. В одной из газет Биатрис как-то написала об употреблении Модильяни и его друзей художников гашиша и алкоголя, что было сразу подхвачено прессой и публикой и породило множество слухов и легенд.

Но в 1917 году Амедео встретил ту женщину, которая прожила с ним до конца его жизни. Вернее, её тогда ещё можно было назвать девочкой. Это была 19-летняя художница Жанна Эбютерн. Амедео на тот момент уже было 33 года. Родители девушки были категорически против союза, но она их совершенно не слушала. Модильяни же говорил, что он ждал её всю жизнь и именно она приходила к нему во снах.

Жанна Эбютерн. Источник фото: www.nashtoronto.com

Они стали жить вместе. Измученный туберкулезом, бедностью и творческими муками Амедео и молодая, не по годам мудрая, Жанна. Она не упрекала его ни в чём. Молча ухаживала за ним, помогла во всём. Когда агент художника и его друзья убеждали её, что пора Амедео вытаскивать из дома и лечить, то она развернулась и спокойно им сказала: «Вы просто не понимаете – Моди обязательно нужно умереть». После чего она добавила: «Он гений и ангел. Когда он умрёт, все сразу это поймут»[2].

Каким-то магическим образом она единственная это понимала. У них родилась дочка, названная в честь матери Жанной. Благодаря агенту, работы Модильяни стали находить признание. На лондонской выставке они получили самые восхищённые отзывы. Чем ближе была его смерть, тем быстрее приближалась его слава. Амедео умер 24 января 1920 года от туберкулёзного менингита. Позже покончила с собой и его жена Жанна, находившаеся на 9-м месяце беременности.

«Чем ближе была его смерть, тем быстрее приближалась его слава»

Что стало с их дочерью? Она даровала миру чрезвычайно интересную и важную книгу «Модильяни. Человек и миф»[3]. После смерти обоих родителей она воспитывалась итальянскими родственниками Амедео.

Что касается творчества Модильяни, то оно навсегда вошло в историю мировой живописи. До наших дней дошло множество его картин и эскизов, а также графических работ. Жанр его картин, если не выделяют в отдельное течение, то традиционно относят к экспрессионизму, но так как на него оказала большое влияние парижская школа живописи, то в его картинах можно разглядеть влияние совершенно разных художников и течений. У него явно присутствует модная для того времени африканская пластика (особенно в скульптурах), но при этом она сочетается с чувственностью и эмоциональностью, свойственной экспрессионизму.

Многие отмечают, что Амедео был не только талантливым художником, но и отличным психологом. Ведь через цвет фона, драпировки, предметов, одежды, через положения рук и наклон головы он мог передать мельчайшие подробности психотипа человека. Некоторые приписывают ему даже талант ясновидца.

Безусловно, нельзя обойти жанр ню в его творчестве, ведь он по праву считается одним из лучших его мастеров. Одним из первых он начал добавлять эмоции в этот жанр, добиваясь реализма именно через них, добавляя часто гротеск в форму для достижения нужных переживаний. Теплая, светлая гамма его ню картин оживляет его полотна.

Женщина в чёрном галстуке, 1917. Источник фото: www.i082.radikal.ru

«Последний представитель богемы»[4] прожил свою жизнь по всем законам жанра для настоящих гениев. Слава пришла к нему буквально на следующий день после смерти, а её пик приходится уже на наше время.

Автор: Алина Селивёрстова

Фото: Алина Гегамова

[1] Век А. «Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров», АСТ, 2011.320 с.

[2] Великие художники. Том 36. Амедео Модильяни. Москва, Директ-Медиа 2010. С. 42.

[3] Jeanne Modigliani, Esther Rowland Clifford, “Modigliani: Man and Myth”, New York, 1958. P. 306.

[4] Анна Ахматова об Амедео Модильяни // http://www.bibliotekar.ru/k-Modigliani/2.htm.