Новое видение Алисы, кардинально отличающееся от книжного и анимационного, появляется в компьютерных играх: в 2000 году под руководством геймдизайнера Американа Макги была выпущена игра в жанре боевика, так и названная American McGee’s Alice («Алиса Американа Макги»), в 2011 вышло её продолжение – Alice: Madness Returns («Алиса: безумие возвращается»). Как видно из жанра и названия сиквела, мир книги получает более мрачную интерпретацию. Это уже второе и третье путешествия Алисы в Страну Чудес, которые происходят после того, как повзрослевшая героиня теряет семью во время пожара. Находясь в психиатрической клинике, а затем амбулаторно под присмотром психиатра, она пытается справиться с последствиями психологической травмы и разобраться в произошедшем. Страна Чудес в связи с этим воспринимается как прямое отражение внутреннего мира Алисы, и в тоже время как её средство пережить трудности реальной жизни или хотя бы на какое-то время уйти от них. Образы и персонажи этой страны выстраиваются из зрительного опыта Алисы (например, территория Гусеницы наполнена атмосферой Китая и Японии, которые, в свою очередь, навеяны коллекцией опекуна), а психологические травмы выражаются в том, что этот внутренний мир становится опасным и враждебным, и героиня вынуждена спасать страну от угрозы полного порабощения и разрушения, а себя – от безумия. Таким образом, она играет роль героя-спасителя, справляясь с угрожающими ей созданиями с помощью насилия, порой весьма жестокого (обе игры по содержанию ни в коем случае не детские). Сама Алиса в этой версии, если перефразировать истощавшего теперь Чеширского кота, «обзавелась характером»: после пережитого она уже не так удивляется увиденному, но всё ещё постоянно подмечает нестыковки в поведении других персонажей, о чём теперь менее вежливо, но с сарказмом им и заявляет. Оставаясь женственной и хрупкой внешне, героиня перестает быть ребёнком, превращаясь скорее в воина, а входя в особое состояние – и монстра. При этом такая версия напоминает о давних связях истории Алисы и психологии: её считают «безобидным» литературным изображением формы безумия, а в клинической психологии существует синдром Алисы в Стране Чудес – так называют эффект мигрени, когда человеку кажется, что размеры его тела не соответствуют реальным, подобно бесконечным изменениям роста в книге[1].

«В клинической психологии существует синдром Алисы в Стране Чудес – так называют эффект мигрени, когда человеку кажется, что размеры его тела не соответствуют реальным, подобно бесконечным изменениям роста в книге» 

Последними из современных версий истории Алисы, рассматриваемых в этой статье, станут комиксы «Назад в страну чудес» и «За пределами Страны Чудес» («Return in Wonderland» и «Beyond the Wonderland»), выпущенные в 2007 году издательством Zenescope Entertainment. В этой серии Страна Чудес представляется как объективная реальность – источник безумия и зла в мире, с которым связана семья Алисы и её дочери Кэрролл. И если Алиса Лиддел, также попавшая в Страну Чудес ещё в детстве (но получившая психологическую травму от увиденного там), ещё напоминает книжную героиню, то дочь представляется бунтующим подростком – молодой девушкой, знакомой с сексом, наркотиками и другими недетскими сторонами жизни (надо заметить, что только в этой версии действие перенесено в современность, тогда как в других история развивается в Викторианскую эпоху, XIX век). Теперь реальность Страны Чудес не только изначально опасна для попавшей в неё героини (как в фильме Бёртона), и полна насилия (как в Алисах Американа Макги), но и нарочито сексуализирована, что предает комиксу атмосферу фильма ужасов (к чему есть множество отсылок). История также приобретает характерный для этого жанра поворот – герои обнаруживают параллельное пространство кошмара, которое распространяет своё влияние и на их реальность. Дополнением к этому служат повсеместные приёмы мира комиксов: необычные сюжетные повороты, использование отсылок к современности и сленгу, выстраивание собственной вселенной.

«Return to wonderland» вариант обложки: http://swearallyoulike.com

Подводя черту

Рассмотренные нами версии сюжета о Стране Чудес позволяют отследить трансформацию представления о самой героине, волшебной стране и их взаимосвязи. В итоге, интерпретации сюжета книги можно описать следующим образом: детский мультфильм, где понимание героини предельно близко к оригиналу. Далее последовал мультфильм, в котором страна уже становится собственным миром Алисы, где ей уже не так комфортно. Ему в какой-то степени противостоит игра, в которой Страна Чудес представляет собой разрушенное сознание героини, а сама она становится морально «серым» персонажем-воином. Также был рассмотрен фильм, отражающий феминистическую историю борьбы и становления героини через существующую волшебную страну; комикс, в котором показа связь двух современных женщин и жестокой параллельной реальности. Какие выводы можно сделать, рассмотрев все эти интерпретации?

Во-первых, история Алисы действительно «узурпируется», перерастая рамки детской литературы и мультипликации, становясь основой для произведений, предназначенных взрослой аудитории. Это можно рассматривать как типичный случай для постмодернизма, в котором старые истории переосмысляются и рассказываются на новый лад. К тому же, использование изначально «детской» истории позволяет акцентировать некоторые темы, связанные с этим периодом жизни – его идеализацией с невинностью, наивностью, любопытством, дихотомией «опасность-безопасность». Можно также объяснить использование этого сюжета «инфантилизмом» аудитории, выражающимся в том, что люди не желают расставаться с любимыми сюжетами и готовы воспринимать их во взрослом контексте.

Во-вторых, сюжет Алисы проявил свою способность к существованию в разных жанрах и коннотациях: не только детской сказки, но и приключенческого фильма для широкой аудитории, игры-боевика и комикса с элементами хоррора. С другой стороны, существование этого сюжета в виде сказки в оригинале позволяет по-новому расставить акценты в этих жанрах, что связано с указанными раньше темами.

В-третьих, «Алиса в Стране Чудес» в разные эпохи рассматривается с точки зрения разных периодов. Будучи изначально идеалом викторианского ребёнка, она затем становится типичным героем мультфильмов и комедий XX века: шаловливым, но получающим свой урок, или милым и послушным. Сейчас Алиса стала независимой и сильной девушкой, которая может нести в себе как таинственность и зёрна безумия, так и бунтарство.

И в-четвертых, возвращение к истории Алисы и её разные видения могут быть объяснены тем, что этот сюжет выражает столкновение человека с чем-то абсурдным, неизведанным и не поддающемуся существующей роли, порядку вещей, рациональности и установленным правилам поведения. Эту абсурдную среду можно отображать как фантазию, игру, внутренний мир человека, сумасшествие, галлюцинацию или параллельную реальность. Все эти видения едины в том, что они позволяют увидеть существующую реальность «наоборот» – с изнанки, как отражение в зеркале, вверх тормашками (так любил смотреть на мир сам Льюис Кэрролл, описав себя в образе Белого Рыцаря, помощника Алисы, любившего стоять на голове). Мир, в котором всё вроде бы не имеет смысла, может обрести смысл тогда, когда мы посмотрим через него на свою обычную жизнь.

Мюзикл «Wonder.land» фото постановки: http://www.independent.co.uk

Существует ещё множество не раскрытых здесь версий истории Алисы (например, американский сериал «Alice»), которые в том числе создаются на наших глазах (в мае 2016 года выходит «Алиса в Зазеркалье» того же Тима Бёртона) или существуют параллельно с нами в течение некоторого периода времени (на британской сцене сейчас идет мюзикл «Wonder.land»). Этого говорит нам о том, что «Алиса в стране чудес» остается актуальной темой в нашей жизни и дальше будет порождать новые интерпретации.

Автор: Елена Зверева

Фото: www.insidegames.at

[1] Uca A.U, Hasan H.K. The Alice in Wonderland Syndrome: A Case of Aura Accompanying Cluster Headache. Balkan Med J. 2015 Jul; 32(3): 320–322.