Это первый русский фильм за долгое время, заставивший что-то чувствовать.

Представьте себе руку. Ладонь после работы лопатой в замерзшем поле, после дня, проведенного на стройке за укладыванием тяжеленных деревянных балок. Это рука человека, который работает так не первый день, скорее, уже несколько лет. Мозоли, взбухшие вены, грязь под ногтями, напряженные жилы и мышцы.

Вот это ваша рука. Если начать мыть ее под водой, даже холодной, то вы сначала испытаете боль, пока ледяная, обмерзшая грязью рука, начнет отогреваться. А у вас даже воды нет.

Представьте, что на вас летит огромная штука! Тяжелая, острая со всех сторон.

Единственное, что вам остается, это подставить руки, чтобы спастись.

Всеми пальцами вы впиваетесь в штуку. Она давит. Вы стараетесь сдерживать натиск.

Острые выпуклости этой штуки сдирают в кровь вашу руку. Ломают пальцы.

В какой-то момент пальцев почти не остается. Вам нечем сдерживать штуку.

Вы начинаете сжимать оставшиеся пальцы. Их, способных двигаться, мало. Но вы стягиваете их ближе друг к другу, вы сжимаете изуродованную руку в кулак, чтобы попробовать из последних сил даже не ударить, больше оттолкнуть ее своим кулаком.

Если не получится, то вас раздавит.

Ваша рука. Это уже не ладонь. Не пальцы. Это мышца, сухая и сжатая настолько, насколько это вообще возможно.

Вы бьете. Точнее, толкаете кулаком, ломая пальцы, почти все. И ломая штуку.

Вот такой фильм «28 панфиловцев». Фильм построен на мифе о роте солдат из дивизии Панфилова, сдерживавшей наступление фашистов на Москву, под Волоколамском. Это рядом, примерно 150 км от столицы. В итоге наступления осталось 28 человек. Они собрались и отбили наступление. в живых осталось всего семеро, хотя точно этого не известно.

Был ли этот факт в истории? В таком виде нет. Для нас с вами это вряд ли имеет значение. Хотя любопытно было почитать интервью одного из режиссёров фильма.

Важно вот, что:
1. Снят фильм на половину или на треть на собранные при помощи краудсорсингового сайта планета.ру деньги от более 34 000 жертвователей. Такого не было никогда в российском кинематографе.
2. В титрах перечислены все, кто пожертвовали и захотели попасть в титры. Такого тоже не было никогда ранее в нашей стране.
3. Снят фильм почти без компьютерной графики. Такого в экшн кино сейчас не бывает. Это почти как «Омерзительная восьмерка» Тарантино, снятая на пленку.
4. Снят фильм с комбинированными съемками. Так снимали советское кино.
5. Почти нигде вы не захотите смеяться. Таких фильмов сейчас нет. Юмор сегодня — обязательный компонент массового кино.

В итоге фильм, впервые за Год российского кино, после таких липовых кустиков, как «Дуэлянт», «Ледокол» и «Землетрясение» – производит впечатление КИНО! Настоящего! С людьми, а не с супергероями. С героями, нормальными, простыми, а не обвешанными клифхенгерами и прочими сценарными фишками.

Смотреть стоит. Показать детям тоже, потому что меня фильм вывел на ощущение состояния, в котором находились люди, спасавшие своими тощими руками нашу великую страну.

Тем не менее вот, что считаю важным. Я сам до этого не додумался, честно говоря. Рассказал о своем впечатлении близким, а они объяснили, чего это они однозначно не пойдут смотреть фильм. Помимо нас, юнцов, есть люди, жившие в СССР. Испытавшие множество ограничений того времени. Испытавшие ужас несвободы, ограничения информации и необходимости радоваться меньшему злу и удовлетворяться базовыми продуктами, например, картошкой и морковкой.

Для этих людей, наших близких, наших старших друзей, миф, выправляющий осанку коммунистической идеологии, усиливающий восхищение пропагандой, уничтожившей столько добра… это недопустимо даже в кино, хотя нам это сегодня трудно понять.

Для старших было бы важным, чтобы фильм о войне был честным во всем. Чтобы он не использовал название мифа, которым вознесли 28 героев, взяв число с потолка, а других героев, участвовавших также в обороне, просто забыли. Сейчас мало кто знает, что некоторых панфиловцев, названных убитыми на всю страну, позже встречали по всей стране живыми.

В эпоху упаковки очень хочется, чтобы в самой прекрасной упаковке было бескомпромиссно правдивое содержание. Тем более в том, что касается темы войны, действительно являющейся базовой в формировании нации и национального духа.

Вот вопросы, которые у меня появились после просмотра.

1. Кого должно скреплять такое искусство, из кого делать нацию: из всех поколений в их непрерывной связи или из необразованных, типа меня, позитивных, типа меня, амбициозных и наглых, не типа меня, подростков?
2. Можно ли назвать крутым и советовать смотреть кино, которое искусно и талантливо обманывает?
3. Должен ли автор обращать внимание на контекст, в котором он существует, что важнее сегодняшняя правда, рынок, моментальный спрос или создать классику?

Ответы:
1. Всех.
2. Можно, смотрите фильм. Спорьте и обсуждайте, думайте и узнавайте больше и делайте свои выводы. Если фильм заставляет вас не только прийти его посмотреть, не только досмотреть и сформулировать мнение, но и начать действовать — это, пожалуй, круто.
3. Должен обращать внимание на контекст человеческий, а не сегодняшний, если это искусство. Это каждый решает сам, я уверен, что контекстуальные шедевры однодневки. Поэтому, смотря вперед, через несколько лет, когда позиция государства и псевдолюбовь ко всему отечественному сойдет до уровня реально восприятия действительного, это фильм может просто стать не нужен и даже не понятен.

Но! Сегодня Олимпиада пролетает в эфире и забывается через пару дней. Так что кто-то мучительно создает классику,  кто-то добивается хайпов!
«28 панфиловцев» — это хайп, безусловно.
Утечка голых фото знаменитостей — тоже хайп, безусловно.